30.05.2018
1383
2

Подход Ортона-Джиллингема: решение проблем с чтением

Учителя английского нередко сталкиваются с детьми, которые никак не могут научиться читать. Тех, кто не справляется, мы считаем лентяями или говорим о педагогической запущенности (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения). Если ребенку плохо дается чтение, он начинает отставать по всем предметам. К сожалению, не всегда удается выявить главную причину — дислексию (избирательное нарушение способности чтения). Проблемы у дислексиков могут быть разными: непонимание прочитанного, трудности с соединением букв в слова и другие, но, в отличие от обычных проблем, они сохраняются долгое время.

В данной статье мы рассмотрим метод чтения Ортона-Джиллингема, который уже более 80 лет помогает детям и взрослым всего мира справиться с проблемами c чтением.

Невролог Сэмюэль Ортон и учитель-психолог Анна Джиллингем в 30 годах XX века обнаружили связь доминирования правого полушария и неспособности человека связать знак со звуком. Для того, чтобы буквы обрели смысл С.Ортон и А.Джиллингем разработали новый подход для обучения чтению, подключив чувства учеников. Они разложили язык на маленькие части (например, выделили 44 фонемы и множество правил чтения), чтобы ученики могли постепенно переходить от малых частей к большим.

Основные принципы подхода:

1. Обучение основано на фонемах

Этот принцип сейчас широко применяется при обучении чтению — нужно сразу называть звук, связанный с буквой. К примеру, Aa – /э/. Для улучшения запоминания фонем используются картинки.

2. Структурированное и систематическое обучение

Занятия построены по одной схеме, что успокаивает детей (они любят предсказуемость) и облегчает планирование уроков.

3. Использование прямых инструкций

Четкие инструкции, исключающие непонимание, уменьшают тревожность учеников.

4. Мультисенсорное обучение

Данный принцип подразумевает использование аудио и визуальной информации, осязания и движения. К примеру, чтобы запомнить букву, её ощупывают, пишут в воздухе, на песке, лепят, повторяют вслух, печатают и пишут.

5. Последовательное обучение

Все элементы языка, начиная с фонем, вводятся по порядку (согласные, гласные, диграфы, дифтонги, суффиксы и так до текста). Ученикам, имеющим проблемы, нужна эта постепенность, чтобы шаг за шагом приобрести нужный навык.

6. Много повторений по частям и в совокупности

Ученики рассматривают новый материал и одновременно повторяют старый, доводя его употребление до автоматизма.
Это можно сравнить с обучением вождению автомобиля — нам нужно учитывать много деталей (знаки, панель управления, педали) и много практиковаться, чтобы это стало совокупным навыком, не требующим усилий.

Ниже пример работы учителей по методу Ортона-Джиллингема.

Подход Ортона-Джиллингема достаточно гибкий, педагог выбирает приемы, подходящие каждому ученику. Если ребенок применяет образец без понимания, материал объясняется заново. Постепенно ученик обретает уверенность в своих силах и справляется с любыми проблемами.

Надеемся, данный подход поможет учителям научить читать всех ребят.

Комментарии (2)
  • Фото аватара
    Олеся Щербакова

    Irina, очень приятно получить Ваш отзыв! Этот метод можно использовать с детьми и взрослыми. Обучение в школе часто построено на определенном УМК, не все дети справляются, их отставание влияет на весь класс. Если использовать элементы подхода Ортона-Джиллингема (обучение чтению фонем, чтение частей слова, постепенность, повторяемость, мультисенсорное обучение), можно избежать проблем с чтением. Фонематическое чтение, опора на правила, разработанные Ортоном, выручат при обучении возрастных студентов.

    31.05.2018
  • Фото аватара
    Irina

    Спасибо большое за статью. Этот метод просто замечательный!!! Скажите, а его можно применять с детками-недислексиками или взрослыми, которые тоже учатся читать по-английски?

    30.05.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×