Уровень студента определяется степенью владения основными навыками (skills): чтением, аудированием, говорением и письмом, а также грамматикой и лексикой (subskills). Если вы работаете в группе, то чаще всего методист до начала формирования группы даёт комплексный тест студентам. Если вы репетитор и работаете индивидуально, то на первом занятии вам необходимо не только познакомиться с учеником, определить его цели, но еще и уровень для выбора соответствующей программы. Расскажу о своем опыте — в условиях дефицита времени я провожу анализ только ключевых навыков, которые позволяют мне определиться с уровнем.
Итак, анализирую:
- насколько бегло и правильно говорит студент;
- насколько хорошо понимает речь на слух;
- с какими грамматическими структурами знаком;
- каким словарным запасом обладает.
Это необходимый минимум, если есть потребность, то тестировать нужно и другие скиллы. Например, если студент хочет развивать письмо, то тогда стоит дать задание на проверку writing.
Можно взять готовые тесты онлайн или entry test к учебнику, но лучше составить 3 варианта первых уроков: a) beginner/elementary b) pre-intermediate/intermediate c) upper-intermediate/advanced. И хорошо, если вы подберете тест на одну тему, интересную ученику, например, Travelling или Hobbies. Тогда у студента будет ощущение цельности урока, а не вырванных кусков из разных источников. Захватывающая тема даже при проведении тестирования повысит мотивацию. По возможности, стараюсь, чтобы тестирование было больше похоже на обычный урок.
Говорение
Беглость и точность речи проверяется на протяжении всего занятия: от разминки до подведения итогов. Говорение можно проверять как отдельным монологом, так и выводом грамматики в речь после ее тестирования.
Монолог прекрасно подойдет, начиная от уровня pre-intermediate. Лучше не ограничиваться одной темой для высказывания, а дать несколько на выбор, так как очень сложно говорить, если тема не интересует. Будьте готовы задавать наводящие вопросы, если видите, что студент смущается и боится говорить.
Монолог или ответы на вопросы — прекрасный способ проверить активный словарный запас ученика и проанализировать, как он употребляет грамматику. Проверка говорения может ввести преподавателя в заблуждение. Ученик может быть слишком уверен в себе и говорить бегло. И наоборот, студент с языковым барьером будет производить впечатление, что его уровень ниже существующего. Не делайте выводы только исходя из результатов спикинга.
Аудирование
Текст для аудирования стоит подобрать с интересным содержанием, чтобы он был способен вовлечь студента. Например, история, полезные советы и так далее длительностью не больше 5 минут. Проверяем как общее, так и детальное понимание. После прослушивания можно дать задание на говорение. Таким образом, и говорение можно проверить, и будет плавный переход от одного задания к другому.
Грамматика и лексика
Возможны два варианта заданий: тест или заполнение пропусков. Чтобы соединить грамматику и говорение, можно подобрать упражнение на заполнение пропусков в вопросах с разными грамматическими структурами (Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Past Perfect и т.д.), а затем попросить студента ответить на вопросы.
Например,
Complete the sentences with the verbs in brackets.
____you (travel) a lot?
What country _____(visit) last year?
How many countries____ you (be) to?
При проверке лексики можно использовать коллокации, для более высокого уровня фразовые глаголы и идиомы.
Как оценивать результат?
Некоторые преподаватели делают выводы о знаниях, исходя из результата грамматического теста. Это не совсем верно. Грамматика у многих студентов-слабое звено: их может запутать выбор между несколькими временами. Поэтому смотрите на аудирование, говорение, грамматику и лексику в комплексе. Если хромает только один навык, значит ориентируйтесь на остальные три, а слабому будете уделять больше внимания в процессе обучения. В любом случае, бывает, что уровень определить трудно с первого раза. Тогда после прохождения 2-3 уроков, попросите студента дать обратную связь о том, подходит ли ему программа и наблюдайте как он справляется с заданиями.