06.07.2018
3287
0

Есть ли жизнь без учебников и методик: знакомимся с подходом Teaching Unplugged

Сегодня буду делиться личным — собственным достижением, разочарованием и открытием. Спустя пару лет после начала моей работы в качестве преподавателя английского языка (что включало в себя безграничное количество книг, бумажек, копий, вырезание карточек, наклеивание и придумыванием разных, как мне казалось, новшеств для более интересного и эффективного обучения), ко мне пришла мысль… Нельзя ли учить без этого ужасного количества бумаги, в котором студенты проводят больше времени в поисках нужной страницы, нежели усваивая полезную информацию?

И я попробовала одно из занятий провести именно так: с минимальными затратами на ксерокс, сканер и принтер, даже почти без учебника. Мы говорили…. Говорили о том, что студенты сами хотели рассказать, о том, что их тревожило, о том, какие планы они строили на выходные. Конечно, будучи «правильным» учителем, я исправляла их ошибки, и мы плавно переходили к мелким грамматическим отступлениям. Приходилось отрабатывать произношение многих слов, часто хором, что очень всех веселило, дописывать интересные слова на доску и делать фидбеки экспромтом. Но глаза у моих учеников сияли! Они наконец-то почувствовали, что английский для них живой, востребованный здесь и сейчас, и что учить его куда интереснее, когда темы исходит от них самих. И тут я подумала, а правильно ли я делаю, можно ли так?

Вскоре я узнала, что «все придумано до нас», и «мой» новый метод уже давно запатентован. И никем иным как Скоттом Торнрбери. Счастью моему не было границ, ведь он так детально описал зачем и, главное, как практиковать этот метод. Метод, который Торнберри назвал Dogme.

Уже прошло 18 лет с момента публикации книги Скотта Торнбери Teaching Unplugged. Dogme in ELT, но этот подход остается актуальным и собирает большое количество приверженцев в разных языковых школах мира. Возможно, и ваши многие уроки базируются на этом методе? В чем актуальность метода Dogme, на чем он основан, как может помочь в работе со студентами? И такой ли он безобидный, как кажется на первый взгляд? Изучаем, решаем…Сам Торнбери в своем блоге пишет о Догме так, акцентируя внимание на трех основных критериях метода:

  1. Dogme is about teaching that is conversation-driven: основная идея состоит в том, что часто актуальная тема, новости, вопрос для обсуждения исходят от самих студентов. Учитель может дать небольшой намек, подсказку, но акцент делается на том, что думают сами студента, а не преподаватель и, тем более, учебник или другой ресурс.
  2. Dogme is about teaching that is materials-light: это, пожалуй, основополагающий принцип работы метода. Минимум ресурсов, минимум учебников и стандартизированных упражнений. Учитель может (но не обязательно) провести занятие без единого листа бумаги, а студенты без тетрадей и ручек. Исходя из того, что Dogme основывается на коммуникации между студентами, то внешние ресурсы оказываются и вовсе не обязательными.
  3. Dogme is about teaching that focuses on emergent language: слова и конструкции, которые улавливает преподаватель во время обсуждения студентами определенных тем – и есть emergent language. Это своеобразный фидбек и основа для изучения нужного вокабуляра. Сам Торнбери говорит об этом так: «language which the learner needs and the teacher fits». 

Как работать с этим методом, какие упражнения использовать?

Много идей можно почерпнуть здесь и здесь. Из личного опыта могу сказать, что Догме — хороший вариант для разгрузки учебного процесса, в ситуации для нового старта или для новых идей.

Не обошлось в мире теории и без критики Догме: lack of input, no zone of development, lack of teacher’s interventions… На это сам Торнберри отвечает здесь. Послушайте, не поленитесь!

 

Насколько эффективен этот метод, решать каждому преподавателю самостоятельно, и поскольку идеального метода не существует, то возможно, их грамотная комбинация будет самым разумным выбором?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×