После окончания вуза кажется, что весь мир у ваших ног и для такого первоклассного специалиста, молодого и активного, открыты все двери. Знакомое чувство? Реальный мир отличается от наших идеалов и представлений. Рассмотрим, как выпускнику, будущему педагогу, пробить себе дорогу.
Важно понимать, что теоретические знания могут отличатся от практических. Приведу свой пример. В Alma Mater на курсе по методике изучался, можно сказать, коммуникативный подход, но по школьным учебникам. Поэтому, когда на курсах дали пособие Oxford, я начала работать по нему совершенно неправильно: не знала о guided discovery, работе в парах, отсроченном исправление ошибок. Позже начались проблемы с дисциплиной, которые не встречались в университетской практике. И я поняла, что на курсе педагогика и возрастная психология изучается всё, кроме полезных практических лайфхаков по управлению группой. Не научили находить подход, а о работе с мотивацией не было и речи, только одна сухая лекция за весь курс. Поэтому, вузу спасибо за диплом, но дальше работы предстоит еще больше, если хотите развиваться и стать профессиональным преподавателем, востребованным среди учеников.
Выбор учебного учреждения для работы за вами. Я выбирала полставки в двух: государственном техникуме и частных языковых курсах, чтобы получить опыт работы с разными возрастными группами и использовать разные подходы. В первые годы работала очень много, практически без выходных. К каждому уроку готовилась по 3 часа, расписывала план, подбирала кучу дополнительного материала, чтобы увлечь учеников. С точки зрения методики было коряво, зато очень креативно 🙂 Ежедневные уроки помогли понять какие задания хорошо заходят, а какие —полный провал. Проводила самоанализ практически каждого занятия. Жаль, что не было опытного методиста, который указал бы на слабые места и задал верное направление. Набивала шишки сама.
Потом пришло время “заточить топор”. Стала читать учебники по коммуникативной методике, статьи и форумы, на которых опытные коллеги делились приемами удержания внимания, повышения мотивации и улаживания проблем с дисциплиной. Я специально каждый год выбирала новые возрастные группы и учебники. Помню , как коллеги говорили: “Я иду по Headway elementary, у меня всё готово, зачем мне напрягаться с Solutions upper-intermediate?”. Неправильная позиция. Хотите развиваться — вперед за новыми вызовами! Если будете делать одно и тоже много лет подряд, то опыта особо не прибавится. Через несколько лет, попробовала для себя новую сферу онлайн и оценила все ее преимущества.
Когда небольшой опыт и папки раздаток были накоплены, появилось время и деньги на прохождение курсов и экзаменов по повышению квалификации: basic TESOL, TKT, CPE, How to prepare for CAE, CELTA. Подробнее о курсах для учителей здесь. Параллельно с повышением уровня профессиональных знаний, стала заниматься методической деятельностью в школе Skyeng: анализом уроков, составлением материалов, проведением вебинаров и тренингов, написанием статей и так далее.
Используйте любую возможность новой деятельности для себя. Это бесценный опыт, который поможет двигаться дальше. Не откладывайте, удобное время не наступит никогда!
Если приходит мысль о том, что вы уже всё знаете, избавьтесь от нее сразу. Это будет мешать развиваться. Не думайте, что ваша позиция самая правильная. Be open-minded!
Подведем итоги в виде mind map (кликайте на картинку)