5 типичных ошибок урока по чтению

5 типичных ошибок урока по чтению

Мы уже обсуждали типичные ошибки при работе с лексикой и грамматикой. А сегодня поговорим об обучении чтению. Недоработки преподавателя будут сходны с уроком по аудированию, так как оба вида навыков являются рецептивными. Поэтому не будем повторять недочеты, такие, как отсутствие lead-in или послетекстового обсуждения. Многие ошибки при обучении чтению часто связаны с влиянием устаревшего грамматико-переводного метода. Итак, приступим к анализу.

Пример 1. Нет четкой инструкции перед чтением (студент не знает, на что обратить внимание)

Teacher: Look at the picture. What season is it?

Student: It’s autumn.

Teacher: Why do some people suffer from seasonal depression?

Student: Because it’s grey and gloomy after summer and they feel sad and want summer back.

Teacher: I agree. Read the text about 20 ways how to beat autumn blues.

Student: Ok.

10 mins later.

Teacher: Ok, look at the sentences and mark them true or false.

Скорее всего студент не справится с этим заданием, так как  преподаватель дал неполную инструкцию и ученик не ознакомился с утверждениями заранее. Когда учащийся понимает, что от него ждут, например, на какие вопросы ответить или на что обратить внимание, он читает текст направленно и шансы на выполнение задания выше.

Пример 2. Смешивание разных видов чтения

Teacher: Please, read the text and answer one question: Why was Jenny late?

Student: Ok.

Teacher: So, your time is up. Can you answer the question,please?

Student:  Jenny was late because she overslept.

Teacher: Why was Arthur so angry? What did he tell her? And what happened in the end?

Известны 4 типа чтения: reading for gist, reading for detail, scanning (reading for specific information) and extensive (reading for pleasure). На уроке наиболее часто используются два вида чтения: на общее понимание и детальное. То есть преподаватель даёт правильную инструкцию перед reading for gist, а затем начинает задавать детальные вопросы, которые следует использовать после второго прочтения.

Пример 3. Детальная проработка текста независимо от типа чтения 

Одна из моих коллег обучала всем видам чтения по той же схеме, что reading for detail. И даже задание по прочтению программы телепередач превращалось в подробное штудирование каждого слова в тексте без ограничения времени. В итоге ученики не научатся быстро извлекать полезную информацию, игнорируя ненужные данные.

Бывает, что текст представлен для презентации грамматической темы. Нет смысла подробно разбирать его как при детальном чтении. Вычленяем ключевую грамматическую структуру, анализируем и переходим к следующей стадии. Иначе, вместо цели урока, например, презентовать и практиковать ГС Future tenses, весь урок потратим на разбор текста.

Пример 4. Разбор лексики на этапе чтения на общее понимание

Student: I can’t read the text. There are many words which I don’t know.

Teacher: Ok, let’s analyze the words that you don’t know. What words don’t you understand?

Student: Meticulous.

Teacher: It means ‘very careful’.

Student: Whey.

Teacher: the liquid part of milk that is separated from the solid curds

They continue clarification…

Учитель дает готовую дефиницию, не оставляя шанса студенту догадаться о значении. Но этот момент относится к работе с лексикой. На этапе общего понимания студент должен научиться игнорировать непонятные слова и/или догадываться об значении по контексту. Если всегда сообщать ему о значении слов заранее, то он не овладеет этим навыком. В норме разобрать 1-2 слова по просьбе учащегося. Однако, если прояснять 70% слов текста, то это значит, что он не по уровню или студент привык понимать дословно.

Более правильным будет — поработать с незнакомой лексикой после прочтения текста и контроля его понимания. Необязательно понимать каждое слово при работе с чтением.

Пример 5. Чтение вслух

Teacher: Look at the text about two friends. Let’s read it now.

Student is reading aloud.

Чтение вслух-это работа с произношением. В реальной жизни, когда вы изучаете информацию или читаете книгу, вы читаете ее вслух? Также, на уроке английского. Задача урока по чтению -научить вычленять, обрабатывать, анализировать информацию, изучать новые слова в контексте.

На чтение текста вслух тратится намного больше времени и ученики концентрируются на том, чтобы прочитать слова правильно, а не понять смысл прочитанного.

Исключением может быть подготовленное дома чтение студентами низких уровней, для которых важно научиться произносить слова правильно.

Какие ошибки встречаются наиболее часто, по вашему мнению? О каких недоработках мы не написали?
Поделитесь в комментариях.



Юлия Белоног

Leave a Reply

Your email address will not be published.