Какие ошибки я совершала, когда начинала преподавать?

Какие ошибки я совершала, когда начинала преподавать?

После получения диплома института иностранных языков казалось, что я знаю методику преподавания досконально. При этом на практике в школе реализовывался исключительно коммуникативный подход и то, чему учили на занятиях по методике, казалось исключительно верным. В итоге устроившись на первое место работы в языковой центр, я стала (как мне казалось) успешно работать. Анализируя своё преподавание 13 лет назад, делаю выводы, что меня к ученикам нельзя было подпускать. В статье делюсь своими недоработками. Возможно, кому то из начинающих преподавателей будет полезно.

Слишком быстрый темп занятий

По натуре я холерик, работаю в быстром темпе и люблю, когда всё проходит динамично. Однако другие люди не всегда обладают быстрым темпом или желанием спешить. Ориентируясь на свой темп я часто подгоняла студентов: давала мало времени подумать, выполнить упражнение, прочитать текст. Медлительные студенты явно не выдерживали мои занятия.

Со временем я научилась быть терпеливой: ждать пока ученик подумает, исправит ошибку самостоятельно, закончит задание. Меня больше не раздражает то, что студенты долго думают, не могут сообразить, не знают ответа. Я жду, так как это — моя работа.

Отсутствие различных режимов работы

Мне казалось, что самое продуктивная работа — групповая. Первый учебник, по которому я вела занятия, был Headway. В учебнике и в книге для учителя было отмечено ‘Work in pairs’, но я игнорировала эти указания за “ненадобностью”. Работа в парах, например, обсуждение вопросов, воспринималось мной как потеря времени. Я же не слышу, что они там прорабатывают. Никто не объяснил, что во-первых  надо мониторить работу учеников, а во-вторых, не все задания направлены на точность. В парах как раз развивается уверенность и беглость речи.

Индивидуальная форма работы использовалась редко на уроках, так как было убеждение, что разбор предложений в группах намного эффективнее.

Отсутствие некоторых этапов урока

При работе с грамматикой приём guided discovery опускался. “Как можно просить студента анализировать то, что преподаватель еще не объяснял?”,  — думала я и делала по старинке: лекция по грамматике, закрепление при помощи упражнений, а затем грамматическая игра или задание на говорение. Со временем, изучив модель PPP, понимаю ее преимущества. Студент учится догадываться и анализировать, а не получать готовый материал от учителя.

Игнорирование цели обучения студента

Как начинающему преподавателю, мне казалось, что выбранная программа подходит всем учащимся. Я сама знаю, что им лучше. Тем более, что весь материал на уроке важен и обязательно пригодится в будущем. Из-за этого неправильного убеждения терялись ученики, которые преследовали более узкие цели и хотели индивидуального подхода. Особенно это актуально для занятий один-на-один.

Недостаточно повторения и закрепления материала

В любом учебнике повторению материала не уделяется должное внимание. Сам преподаватель добавляет задания по необходимости. Во многих частных языковых центрах есть определенное количество часов, отведенных для прохождения курса. Чаще всего часов меньше, чем материала в учебнике и поэтому учителям приходится “гнать программу”. К сожалению, при этом часть выученного остается незакрепленным и быстро забывается. С опытом начинаешь понимать важность повторения новых тем.

А какие ошибки совершали вы в начале своей карьеры?  Поделитесь в комментариях!



Юлия Белоног

Leave a Reply

Your email address will not be published.