29.10.2018
3174
0

Геймификация в обучении: что это, зачем, как работает

Елена Тимофеева

Журналист, писатель, трёхкратный призер республиканских олимпиад по английскому языку

Отвечаем на вопрос, можно ли учителю играть на уроках. Рассказываем, что такое геймификация в обучении и как ее использовать, чтобы это приносило пользу, а не отвлекало учеников.

Что такое геймификация

Слово «геймификация» происходит от английского «game» — игра. Геймификация в образовании – это использование игровых механик в целях обучения.

Преподаватели стали чаще играть со своими учениками, потому что новые поколения совершенно по-другому воспринимают обучающие материалы. Современные дети и подростки, часто бывают перегружены информацией, и поэтому оценивают ее с позиции «интересно – не интересно». Даже у взрослых часто не хватает времени и силы воли.

В то же время, все любят играть, потому что на физиологическом уровне во время игры вырабатывается один из гормонов «счастья» — дофамин . Когда получается выиграть, люди испытывают удовольствие и стремятся сделать это снова.

Геймификация в обучении

Учиться можно бесконечно, и ученики часто теряют мотивацию в долгосрочном периоде, особенно когда результат не очевиден. По наблюдениям психологов, современных людей в большей степени мотивирует не чувство долга, а интерес и вознаграждение.

В то же время учеба похожа на игру: ученики проходят уровни (переходят в старшие классы, сдают экзамены), получают баллы и оценки, разные достижения, например, дипломы и сертификаты.

То есть, вместо сложных и скучных заданий можно предложить ученикам поиграть.

Элементы геймификации в обучении позволяют:

  • добиться активного участия на уроке;
  • удержать внимание учеников;
  • научить их не бояться ошибок и экспериментировать, потому что в игре не так страшно пробовать что-то новое;
  • повысить эффективность уроков, потому что в игровой форме легче запоминать материал.

В игре ученики чувствуют, что контролируют ситуацию. Преподавателям не нужно принуждать учеников: дети и взрослые играют для своего удовольствия и чтобы проверить свои силы.

Геймификацию как метод обучения учителя освоили давно, но теперь ее применяют чаще и интенсивнее, потому что появились новые технологии и игровые приемы стали сложнее и разнообразнее.

Геймификация: основные принципы

Чтобы игры на уроке приносили результат, они должны соответствовать трем основным принципам:

1. Быстрая обратная связь

Ученик сразу должно быть понятно, правильно или неправильно он выполнил задание, чтобы он мог оценить свой прогресс, сравнить с результатами других игроков. Например, когда игрок совершает «правильное» действие, он выигрывает или повышает свое место в рейтинге учеников.

Подобная система обратной связи также помогает преподавателю быстро понять, насколько хорошо ученик усвоил материал и какие темы надо повторить.

2. Движение от простого к сложному

При таком подходе учеников не пугает, а наоборот, мотивирует перспектива выполнения более сложных заданий. Например, когда ученик справился с простой игрой, преподаватель присваивает ему новый уровень, на котором доступны более сложные задания.

Кроме того, хорошо работает интуитивное обучение («метод научного тыка»), когда игрок-ученик начинает с простого и интуитивно понятного и учится в процессе игры без предварительного изучения правил.

3. Использование сюжетной линии, легенды

Увлекательный сюжет или симпатичные герои еще больше вовлекают учеников в игру, создают ощущение сопричастности, помогают избежать скуки и рутины.

Приемы геймификации

Примеры игр и игровых механик, которые можно применять в обучении:

  • подсчет очков, «зарабатывание» виртуальной валюты;
  • присвоение уровней сложности и мастерства, которые открывают доступ к более сложным заданиям;
  • ведение рейтинговых таблиц;
  • работа в команде или конкуренция между учениками;
  • таблички или экранные уведомления для обратной связи или поддержки учеников;
  • материальное подтверждение победы (наклейки, значки, кубки, медали);
  • создание пространства, где игроки могут рассказать о своих достижениях и пообщаться вне игры.

Посмотрите реальные примеры игр для расширения словарного запаса, отработки лексики и фонетики, а также, чтобы растопить лед на первой встрече.

Послушайте также по теме:

Геймификация в школе Skyeng

Чтобы игра была эффективной необходимо учитывать психологические особенности учеников, знать принципы и приемы геймификации, а еще – просто любить играть. Все это делают методисты и разработчики обучающей платформы Skyeng.

Мы собрали отзывы преподавателей о том, как они относятся к играм и какие элементы геймификации в обучении английскому применяют на своих уроках.

Жанат Бейшеналиева

«Мне кажется, до 70-75% урока в Skyeng – это игровые занятия и практики. В некоторых уроках игры прописаны методикой, а в некоторых преподаватель сам может придумать свои игры. Средства геймификации полезны для детей, для закрепления темы, а что касается взрослых с серьезными целями – с ними лучше брать уроки без игр. По-моему, платформа Skyeng очень подходит для занятых людей. Она дает отличную презентацию грамматики, после чего можно переходить к играм».

Лида Бадоян

«Среди обучающих игр мне лично нравятся interview each other и ask questions and guess the word. Очень часто ученики, которые хорошо знают язык, не могут спокойно общаться. А интервью помогает развивать способность думать и общаться на английском, так как я не даю им много времени на подготовку. Игры vocabulary помогают запоминать слова. Таким способом ученикам не скучно. Платформа Skyeng дает возможность реализовать игры с картами, которые используются не только в играх vocabulary, но и в role play. Spin the wheel очень помогает узнать своего ученика».

Ирина Бунак

«Процент игровых занятий и практик зависит как от преподавателя, так и от ученика. Есть дети, которые лучше запоминают информацию во время игровой практики, а есть и те, кто во время игры хочет освежить мозг для того, чтобы после продолжить серьезное изучение языка. Популярные обучающие игры – это кроссворды, «кто я?», ассоциации – для изучения новых слов; прослушивание музыки, просмотр видео – для практики разговорной лексики, вопрос-ответ и storytelling – для проработки грамматики. На мой взгляд, лучше всего работают storytelling и кроссворды. Ученикам очень нравятся различные опросы и викторины (такие есть в spoken 12 facts about me). Еще я считаю, что фильмы которые можно просмотреть на платформе, очень интересны для детей и мотивируют их изучать язык – ведь так приятно смотреть любимые сериалы и фильмы в оригинале!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×