03.12.2018
985
0

Подготовка к олимпиаде

Часто учителя сталкиваются с необходимостью подготовки ученика к олимпиаде, и я — не исключение. Работая в государственной школе, мне и моим коллегам приходилось готовить учеников 3-11 классов как к школьным и районным олимпиадам, так и к всеукраинским олимпиадам по английскому языку “Гринвич” и “Олимпус”.

Участие в олимпиаде – это непростой для учителя и полный вызовов для ученика период. Как сделать это наиболее эффективно? Существуют ли методики и приемы для подготовки в кратчайшие сроки и для достижения хороших результата? Об этом я и хочу рассказать в этой статье и поделиться своим опытом.

Почему так важно участвовать в олимпиадах?

Основная цель олимпиады – помочь раскрыть потенциал учеников,  а также открыть для них перспективы, которые дает изучение иностранного языка. Структура многих олимпиад очень схожа со структурой международных экзаменов и это однозначно отличная практика для студентов.

Структура олимпиады

Каждая олимпиада имеет свои особенности. Некоторые состоят из письменного и устного тура (Listening, Reading, Writing, Use of English, Speaking). Именно такую структуру имеет Всероссийская олимпиада по английскому языку (пример заданий здесь). Некоторые из олимпиад (к примеру, украинский конкурс Олимпус) могут содержать в себе лишь некоторые разделы, а именно Reading, Communication, Vocabulary и Grammar, а может еще и проверять страноведческие знания ученика (об этом более подробно чуть дальше).

Ознакомьтесь со структурой экзамена предварительно, изучите задания к олимпиаде прошлых лет и составьте поэтапный план подготовки к олимпиаде, который должен включать проработку различных навыков и многократное выполнение заданий из олимпиады.

Что делать дальше?

Прежде всего, организуйте факультатив. Не ограничивайтесь парой учеников, дайте возможность заниматься и проявить себя не только отличникам, но и ученикам, которым нравится английский язык и которые хотели бы испытать себя. Из своего опыта могу сказать, что иногда отличники теряются во время испытания, а“середнячки” наоборот могут показать класс просто из-за своего темперамента. И к тому же, часть учеников отсеется в процессе занятий, и  останутся «best of the best»

Олимпиады могут проводиться в разное время года. К примеру, в моем случае, школьная олимпиада по английскому проходила осенью, “Олимпус” в ноябре, а “Гринвич” в феврале. Поэтому готовьте сани летом, и занимайтесь с учащимися круглогодично; в идеале — это факультатив 2 раза в неделю. Тесты прошлых лет и письменные задания можно дать ученикам на дом (если вы ограничены во времени, или не можете проводить факультатив так часто). Давайте ученикам задания на самостоятельную проработку (с ответами), уделяйте часть времени на уроке на проработку проблемных мест. Материалы для подготовки можно брать из заданий к ЕГЭ или ОГЭ, или же из ресурсов для подготовки к международным экзаменам, таких как FCE, PET, IELTS  и TOEFL.

Зачастую, олимпиады выигрывают не столько учащиеся, имеющие хорошие глубокие знания языка, сколько находчивые ученики, имеющие творческий подход и хорошо знающие структуру заданий. Ученикам необходимо не только обладать языковой компетенцией, но и уметь вдумчиво читать задания, «предугадывать» ответы по ключевым словам в вопросах и утверждениях, а также обладать языковой интуицией. Не переживайте, все эти  навыки можно развить!

Итак, конкурс «Аудирование». Как и в любом экзамене, обратите внимание студентов, что они должны уметь слушать и слышать, а также вдумчиво читать задания, необходимо научиться не концентрироваться на вопросах, ответ на которые ученик не расслышал, а уметь дальше продолжать продолжать отвечать на другие вопросы. При подготовке к олимпиаде, включайте все 3 этапа работы с аудированием (подробнее в данной статье). Кроме того, давайте учащимся на прослушивание речь разного темпа, мужскую и женскую, разные акценты.

Для успешной работы с разделом «Чтение», научите ученика разным видам чтения (подробнее в данной статье). Развивайте скорость чтения – давайте различные задания для внеклассного чтения, используйте онлайн ресурсы для развития скоростного чтения. Как правило, ученики любят использование технологий при обучении, так воспользуйтесь этим!

Секрет конкурса «Письмо» прост – чем больше практики, тем лучше. Давайте ученикам возможность писать, писать и еще раз писать. Давайте ученикам разные виды заданий – письма, эссе и сочинения; демонстрируйте удачные примеры работ. Вдобавок, обратите внимание, что ученики должны уметь следить за временем при выполнении тех или иных заданий.

Расширяйте лингвострановедческие знания своих учеников – наверняка они пригодятся во время олимпиады. Для того чтобы  сделать это легко и ненавязчиво – включайте видео, аудио и текстовые материалы с информацией об англоязычных странах, их географии, культуре и обычаях в план подготовки к олимпиаде (к примеру, в украинской олимпиаде Гринвич можно столкнуться с вопросами о Великобритании и Украине).  

Для того чтобы успешно справиться с «Говорением», практикуйте разные формы и виды работы: работа в парах, дискуссия, брейншторм, подготовка презентаций.  Все это позволит ученикам обрести уверенность в своих силах и научиться выражать мысли на иностранном языке без страха (что важно не только на олимпиаде, но и в реальной жизни).

В завершение, попробуйте организовать подготовку к олимпиаде «тематическими блоками», включая все виды речевой деятельности. Презентовали новые слова или грамматические конструкции? Прочитайте/прослушайте текст с этими словами и обсудите эту тему в парах или группах. Изучайте с учениками идиомы и устойчивые выражения, помогайте ученикам включать их в речь или, как минимум, учиться распознавать их в текстах и аудио. Добавляйте для проработки задания с олимпиад прошлых лет. И результат не заставит себя ждать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×