Мы уже рассказывали о том, как справиться с разными типами сложных студентов, а именно, как вести себя с доминирующими или неуспевающими студентами, всезнайками, а также с Hometask Skippers, Know-it-alls и Fast-finishers. В продолжение темы раскроем карты и секреты по работе с другими непростыми студентами.
Не всегда стоит называть их «сложными» — эта характеристика весьма субъективна и неоднозначна, иногда дело может быть не в студентах, а в несоответсвующей группе, неприятной атмосфере на занятии, некомфортных условиях обучения, неподходящем учебнике, неинтересном материале, и, наконец, в самом преподавателе. Вы можете просто «не сходиться» характерами, ожиданиями и требованиями… В таких случаях грамотная коуч-беседа никогда не будет лишней.
И тем не менее, если все-таки приходится иметь дело с «трудным» студентом, разберем алгоритмы по полочкам?
Молчун или «Никому ничего не скажу»
Бывают студенты интроверты или просто скромные, которым, чтоб раскрыться и раскрепоститься, нужно время, подходящая компания, непринужденная атмосфера… И тогда такие молчаливые люди начинают вполне спокойно демонстрировать свои способности на английском языке. Но что делать, если все меры приняты, время прошло, а молчун остался молчуном. Не помогают ни ненавязчивые беседы, ни подбадривающие одногруппники, ни мотивирующие задания…
Если вы испробовали все методы и до сих пор человек не признался, для чего он ходит на занятия, но продолжает ходить, значит маломальская мотивация у него все-таки есть. А вдруг просто посидеть, на вас посмотреть, время скоротать, переключиться от работы… Ваши силы и энергия могут быть не оценены по достоинству да и результата не достигнуть при отсутствии обратной связи. Ответ может показаться слишком простым, но из личного опыта могу сказать: ничего с ним не делайте!
А именно:
— «пустите на самотек» (конечно, речь не идет о безответственном проведении занятий, отсутствии планирования), дайте ему больше пространства на занятии: больше молчите, выдерживайте паузы и дожидайтесь ответов от студента, не отвечайте вместо него;
— при слишком коротких ответах – просите других студентов задать ему follow-up questions либо When/What/Why/Where?
— используйте задание “Talk for 1 min (30 sec) about…” (не меньше и не больше) – это поставит всех студентов в равные условия и вероятность, что молчун заговорит, намного выше;
— поручайте таким студентам делать feedbacks or summaries после выполнения групповых или мини-групповых заданий;
— в командных заданиях поручайте таким студентам лидирующие либо ответственные роли, таким образом они будут более активными и внимательными, будут понимать, что от ответа им не отвертеться.
Комбинация таких заданий поможет понять, раскроется ли студент, либо это его принципиальная позиция «молчуна». Если же последняя – расслабьтесь и перенаправьте свою ценную преподавательскую энергию.
Перфекционист или «Все под линеечку»
Почему бы и не быть перфекционистом в учебе? Все выполнено в срок, аккуратно, четко… Кроме того, такой студент внимателен к деталям, пытается понять все возможные варианты, находит разные ресурсы… Что может быть лучше внимательного и скрупулезного студента? — спросят многие.
Но что если перфекционизм переходит границы и появляются следующие ситуации:
— Студент слишком часто задает вопросы не по своему уровню (например, в группе начинающих студент просит дать все правила по артиклям для продвинутого уровня);
— Студент просит дать ему усложненные задания, задает вопрос «а что если этот пример, но в другом контексте…?», либо «А можете дать еще 100 примеров, чтобы наверняка точно понять контекст этого слова»;
— Допуская ошибку, он очень переживает, старается, чтоб каждое предложение было исправлено, чтоб во время разговорного упражнения преподаватель исправлял каждую его ошибку и т.д.
Дело в том, что такой студент вряд ли является перфекционистом только на занятии английского языка. Перфекционист – скорее, стиль жизни и способ мышления, и с ним не стоит бороться или менять его. К нему проще адаптироваться и найти правильные подходы.
Что важно помнить в работе с перфекционистами:
— Запаситесь дополнительными заданиями на случай, если они попросят еще примеров, заданий или объяснений, не игнорируйте их желание узнать больше, ведь раз отказав им в этом, они могут потерять внутреннюю мотивацию, поменять отношение к вам и к обучению в целом, и не всегда в хорошую сторону.
— Cтарайтесь чаще акцентировать внимание на том, что не все задания должны быть выполнены на 100% правильно; как вариант, на стартовых занятиях объясните правила работы, типы заданий, способы их выполнения, в том числе, о разнице заданий на беглость и правильность речи.
— Напоминайте о том, что делать ошибки – это даже хорошо, ведь именно так можно чему-то новому научиться, потренировать память, внимание.
— Хвалите и подбадривайте перфекционистов (особенно, если они допустили ошибку или не уверены в ответе), ведь такое поведение часто говорит о недооценке своих способностей и заниженной самооценке. Будьте их «союзником» и вдохновителем, мотиватором, тогда такие студенты смогут больше расслабиться и, возможно, даже будут меньше зацикливаться на правильности.
Юлия, спасибо за отзыв) именно так и есть,)
Нина, хорошая статья! У меня очень часто молчуны попадаются, а бывает и молчуны-перфекционисты. Желаю почти всё так, как ты написала. Раньше не понимала ‘дотошных’ студентов, считала, что просто хотят меня достать. А теперь принимаю их такими какие они есть и сразу стало легче с ними работать.