Modelling (метод обучения через демонстрацию образца действия или результата работы) и cluster method (метод организации лексического материала по смысловым ассоциациям) применяются учителями английского языка без осознания их особенностей и возможностей.

Эти приемы помогут сделать работу учителя более комфортной и эффективной.

Моделирование (modelling)

Любой учебный процесс — это настройка новых умений, создание творческих работ и множество рутинных заданий. Многие учителя оттачивают навык моделирования этих процессов. Это подразумевает и образец работы, и точный план действий, и понятные инструкции.

В данном видео можно проследить основные этапы моделирования:

  1. I do
  2. We do
  3. You do

Стадия “I do” подразумевает выполнение задания учителем перед учениками. Во время этапа “We do” ученики вместе выполняют задание, отвечая на вопросы преподавателя. “You do” — это время самостоятельной работы.

Это прекрасная техника scaffolding для разноуровневых групп, сильные ученики определят границы для творчества, слабые — получат шаблон для продуктивной работы. Введение нового материала становится менее стрессовым, ученики уже знают, что делать и приступают к заданию.

Основные принципы моделирования

  1. Материал делится на небольшие части, удобные для создания моделей.
  2. Инструкции по выполнению задания подробные и четкие.
  3. Моделирование должно опираться на различные каналы восприятия (слух, зрение, осязание).
  4. Учитель эмоционально показывает пример, показывая вовлеченность в процесс.
  5. Модели варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учеников (одним модели не нужны, другим требуется более подробное моделирование).
  6. Моделирование должно сопровождаться наблюдениями преподавателя и дополнительными вопросами для подтверждения понимания процесса.

Примеры заданий с моделированием

Cluster method — графический прием систематизации материала. Обычно его применяют при работе с лексикой — записывается основное слово, к нему придумываются ассоциации, которые в свою очередь становятся смысловым ядром для следующих идей. Работа с кластерами (группами слов, связанными одной темой) способствует развитию творческого мышления и подходит для подготовки к написанию письменных работ. Задание напоминает Mind-mapping, но здесь слова не требуют четкой логической связи. Ученики вместе с учителем, в группах или индивидуально записывают все ассоциации с заданной темой, затем на основе слов выстраивают логические связи и пишут текст.

Применяют кластерный метод при введении в тему и повторении материала, для систематизации и на этапе контроля.

Пример работы по кластерному методу с применением моделирования:

  1. Учитель рассказывает ученикам, что они познакомятся с полезным инструментом для написания сочинений.
  2. Учитель пишет на доске слово-тему и спрашивает: “What do you think of when you see that word?” Любые ответы принимаются и записываются вокруг основного слова. Когда Brainstorming закончен, нужно обратить внимание учеников на большое количество идей, которые можно развить по данной теме.
  3. Ученики самостоятельно создают кластеры по другому слову (1-2 мин.). Учитель просит подбирать ассоциации до момента, когда появится достаточно идей для написания короткого сочинения (время написания 8 мин.).
  4. На последнем этапе работы ученики дают заголовки своим эссе.

Пример работы с кластерами:

Моделирование и метод кластеров задействуют различные полушария мозга. Готовый шаблон и схема удобны для логики левого, свободные ассоциации приходят из правого полушария. Вместе эти два метода приведут к оптимальному результату — создание творческой, но хорошо структурированной работы.

Желаем удачи в работе на уроках английского языка с этими простыми, но такими удобными методами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×