09.01.2019
225
0

Студенты-сюрпризы. Часть 3

Некоторые учителя на занятии сталкиваются с ситуациями, из которых они находят выход только намного позже, придя домой и хорошо все обдумав. Ведь порой некоторые студенты вводят в ступор своим поведением, словами и неожиданными реакциями, здесь помогут жизненный опыт, элементарные знания психологии и поведения людей, а, главное — знание самого себя, своих реакций, эмоций, развитие стрессоустойчивости.

В прошлый раз мы говорили о студентах, которые часто подозрительно молчат, и тех, кто пытается выполнить все поставленные задачи идеально. И, к сожалению, на этом список «сложных» студентов не заканчивается. Сегодня в рубрику «студенты-сюрпризы» попали студенты-«Адавайте?» и студенты — «Вычислители». Как их распознать, и как«выжить» с ними преподавателю?

Cтуденты-«Адавайте?»

«А давайте просто поговорим?», —  слышим регулярно от студентов. В моей практике чаще всего это —  веселые молодые люди, задорные, либо очень уставшие после работы, либо очень ленивые, и пришедшие на занятие просто сменить обстановку, с кем-то познакомиться. Такие весельчаки даже и не подозревают, что мы, преподаватели, имеем рабочий план занятия, цели, которые нужно достичь за урок, что есть методики их достижения, и что не существует задания «а сейчас мы просто с вами будем разговаривать, вот просто так». Вариации предложений могут быть следующими: «а давайте просто переведем», «а, может, сделаем это дома?», «а, может, просто посмотрим фильм/послушаем музыку/ песню?», «а давайте поиграем лучше?» и т.д. Такие себе безобидные предложения разбавляют обстановку процесса обучения, и преподаватель начинает волей-неволей задумываться: «а вдруг занятие неинтересное, а вдруг я что-то неправильно делаю, может, действительно поиграть в игру…». Зерно правды в этом есть, но перед тем, как пойти на поводу у студента, вспомните следующее: профессиональный преподаватель тщательно готовится к занятию, подбирает задания и распределяет время на них, основываясь на целях занятия и их важности. Поэтому выход из ситуации предлагаем следующий:

  • Придерживайтесь плана, если видите что тема сложная и не терпит халатности, план должен быть выполнен так, как вы это запланировали и знаете, что это сработает.
  • Вежливо объясните ученику, что класс/группа обязательно поиграет/посмотрит фильм/ послушает песню, когда будет больше времени/другая тема/ в следующий раз.
  • Не уделяйте этим объяснениям слишком много времени —  это может отвлечь всю группу от работы, и придется вновь направлять её в нужную русло.
  • Если студенты повторяют подобные предложения, попробуйте поговорить с ними после занятия и объяснить, что у них есть свои особенности, и вы не всегда можете делать то, что вздумается, но обязательно учтете их пожелания на ближайшее будущее.
  • Случается, что «адавайте» все-таки правы и могут натолкнуть учителя даже во время проведения занятия на более успешные варианты проведения задания/урока. Это понимание приходит с опытом, и преподаватель может быстро и эффективно адаптировать желание студента под общую цель, либо трансформировать запланированное задание с учетом предложения студента.


    Студенты — «Вычислители» или «Всех подозревайте»

Рядом с такими студентами уровень внутренней уверенности в своих знаниях и силах резко падает, заставляет находится в тонусе, перепроверять себя по сто раз: все ли правильно сказал, написал на доске, произнес, в том ли порядке. Не исключено, что зная, что в группе есть такие студенты, скрупулезный преподаватель будет готовиться к занятию в два раза дольше, перепроверяя себя по четырем словарям, 10 грамматическим источникам, и записывая свой голос на диктофон.

Чем же так «страшны», и почему вносят дискомфорт на занятия такие студенты?

  • Задают вопросы по типу: «А что если эту же конструкцию, только в ту фразу, которую мы учили 15 уроков назад, которая находилась на странице 145 книги автора Х?», «Я читал/а, что это слово имеет 13 значений, так почему мы используем значение №5?», либо «А нас преподаватель У учил по-другому, по-правильному, почему Вы нас так не учите, наверное, не знаете, как?…», «А вот здесь написано так, а Вы написали так, почему?» и т.д.
  • Задавая упомянутые вопросы студенты ставят учителя не только в неудобное положение, но иногда и в тупик. Преподаватель стоит перед выбором —  пытаться ответить на вопрос и потратить драгоценное незапланированное время, но при этом спасти свой авторитет как профессионала, либо пропустить вопрос, сэкономить время и успеть весь материал, но, возможно, подтвердить уже зародившиеся сомнения у остальных студентов по поводу его компетентности.

Выбирая между этими двумя вариантами, настойчиво рекомендуем отдавать предпочтение первому, и вот почему и как это лучше сделать:

  • Если вопрос уместный и логичный, и преподаватель даже предусматривал его, знает на него убедительный и внятный ответ – смело отвечайте, коротко, лаконично и по теме. Это удовлетворит желание «вычислителя» (хотя следующий каверзный вопрос он уже давно держит в кармане 🙂 ) и позволит преподавателю поднять свой авторитет и доверие к себе в сей группы (студенты будут думать: «учитель – отзывчивый, внимательный, терпеливый и разбирается в теме»).
  • Если вариант не такой идеальный, как описан выше – вопрос не уместный, слишком отдаленный, либо на него отсутствует такой же внятный ответ, то ничего страшного не случится, если учитель прямо скажет «Спасибо, Петя, за интересный вопрос, но, я, к сожалению, сейчас не готов/а на него ответить, мне нужно проконсультироваться с коллегами/прочесть некоторую литературу и т.д. И мы обязательно об этом поговорим, как только я найду ответ». Как вариант, можно всем классом выдвинуть гипотезы, возможные ответы, а если время вопроса – одна минута, то почему бы сразу не открыть словарь, не загуглить или не спросить отдыхающего коллегу в соседней аудитории. Такой себе квест, и волки сыты и овцы целы.
  • Ни в коем случае не игнорируйте вопросы, не отсылайте студентов самих гуглить, и уж точно не говорите: «Я знаю, но это будет вашим домашним заданием на следующий раз…». Студент задал вопрос в классе (пусть и самый неприятный, с подковыркой) и задал его преподавателю. Поэтому именно последний должен, сохраняя свой авторитет и статус, ответить корректно и профессионально, даже если на это потребуется день или неделя.
  • И самое главное – пообещав найти ответ не забудьте его найти! Или же «вычислители» и их вопросы будут преследовать вас всегда. Через некоторое время они поймут, что ответы вы находите, что вы —  мастер своего дела, и рядом с вами можно расслабиться и получать удовольствие от обучения!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×