Мы живем в условиях учебно-военного фронта. Шаг влево, шаг вправо – расстрел. Внезапное несовершенство – расставание. И если студенты еще готовы примириться с милыми недостатками в духе «всего на 5 минут опять опоздала», когда уже окончательно и бесповоротно готовятся к TOEFL, то на этапе первых занятий они гораздо непримиримее.

Ниже 7 смертных грехов, которые преподавателям не прощают. Адское пламя за них, к счастью, не грозит. Впрочем, как и следующее занятие.

Лирическое отступление

Большинство учеников-детей гораздо терпеливее и терпимее студентов-взрослых. В школах учителя встречаются разные, а дети привыкают «искать подход» к любому из них. Взрослые же школьный ад пережили, и мириться с несовершенствами, за которые еще и должны платить, совершенно не согласны. На них и будем ориентироваться.

1. Чревоугодие (болтливость)

Девиз: «Молчание – зло»

Мы привыкли к тому, что окружающая действительность переполнена информацией, которой так и тянет поделиться. «Как так, паузы во время урока? А вдруг он сочтет меня неподготовленной или недостаточно эрудированной? Надо срочно дать ему понять, какого замечательного преподавателя ему подарила судьба».

В лучшем случае преподаватель будет не умолкая комментировать каждое упражнение и цитировать правила, не давая студенту вставить слово или задать вопрос. В худшем попытка стать чем-то средним между Антоном Макаренко и Ксенией Собчак выльется в повествование о подростковых комплексах, подробную биографическую справку, перечисление всех хобби и рассказ об их происхождении.

Другая крайность: «Лучше помолчу»

Здесь нет никакого противоречия: хуже, чем болтливый преподаватель – только тот, из которого приходится клещами вытаскивать даже самую очевидную информацию. Урок превращается для студента в шпионские игры и постоянный стресс. Уж лучше побег.

2. Тщеславие (незаинтересованность)

Девиз: «Подумаешь, у меня таких десятки на скамейке запасных»

Не проходит и пяти минут занятия, а преподаватель уже слишком занят, чтобы даже посмотреть в сторону студента: готовится к следующему занятию, серфит интернет, пока студент думает над ответом, отвечает на сообщения в мессенджерах, проверяет погоду на улице и курс доллара, в конце концов, рассеянно смотрит в окно…

Дальше банально: студент задает себе закономерный вопрос – «За что я плачу? Я и бесплатно могу понаблюдать за макушкой жены, уткнувшейся в инстаграм, или несколько раз задавать один и тот же вопрос сыну подростку».

3. Гордыня (высокомерие)

Девиз: «Да кто вы такой! А вот я…»

В мире становится все больше self-made девушек, которым есть чем гордиться, и таких немало среди преподавателей SkyEng. Да и статус автоматически ставит на ступеньку выше: преподаватель знает в разы больше, чем студент. Как тут удержаться, если горемыке никак не удается освоить множественное число существительных или запомнить больше трех неправильных глаголов? Вот только ощущать себя учеником большинство из нас готовы, а идиотом – нет.

Другая крайность: «С вами хоть на IELTS – прямо сейчас!»

Любой адекватный человек способен распознавать лесть – и потерять уважение к тому, кто ею не гнушается. Не утверждаем, что студент быстро сбежит от щедрой и незаслуженной похвалы. Но прогресс на занятиях наверняка будет невелик.

4. Гнев (тотальный контроль)

Девиз: «Есть два мнения – моё и неправильное»

Стремление трижды проконтролировать лучше оставить детям-школьникам или забывчивому папе – будет больше пользы. Студенты же на занятиях нуждаются во вдохновении, одобрении и широко раскрытых восхищенных глазах. Даже имея большой опыт преподавания и зная сотни методик, позволяйте студентам самим проявлять инициативу и фантазию, допускайте мысль, что ту или иную тему можно освоить и запомнить иначе, чем вы предложили.

5. Лень (неопрятность)

Девиз: «Я такая, как есть»

Занятия через Skype – это очень удобно: можно неделями не мыться, не волноваться по поводу запахов и работать в любимой пижаме с пингвинами. Вот только взрослые студенты неизбежно связывают личную неопрятность с банальной ленью, отсутствием амбиций и даже непрофессионализмом. Skype тут от побега студента не спасет.

6. Похоть (бестактность)

Девиз: «Хочу узнать вас получше»

Только студент настроился на приятное и результативное занятие с преподавателем-профессионалом, как ему обухом по голове – «Сколько вы зарабатываете?» Судорожно перебегают в голове мысли: «Зачем это? Она сомневается, что занятия мне по карману? Как ответить, чтобы не прозвучало грубо, и занятие не было испорчено?»

Есть много вопросов, которыми можно спугнуть студента: политика, религия, карьерные перспективы, семейный статус, прививки, грудное вскармливание, болезни… Кстати, ответы на эти вопросы преподаватель в процессе занятий и живого общения обязательно получит – только это будет другой преподаватель.

7. Уныние (скука)

Девиз: «Мы тут не развлекаться собрались»

Считается, что именно детям сложно воспринимать учебную информацию, если им скучно. Но редкий взрослый выдержит несколько занятий подряд, если единственная эмоция на уроке – это уныние, а единственное желание – зевнуть.

В попытках разнообразить занятия важно не скатиться в сторону грехов № 1 и № 6, «разбавляя» теорию и практику шутками и веселыми сценками по ролям в зависимости от настроения, характера и пожеланий студента. А еще не позволяйте себе(!) скучать на уроках – это заразно.

***

Все вышеперечисленное, конечно, совершенно непростительно. Но если перед экраном на занятии сидит студент, предназначенный вам судьбой, куратором и острой необходимостью этого студента сдать экзамен или получить повышение по работе, то вполне возможно, что он простит любой грех. Просто потому что он – ваш студент, а вы – его преподаватель.

Комментарии (1)
  • Фото аватара
    Тамара Ткаченко

    Статья интересная, а вот пункт 3 — откровенно сексистский, можно подумать гордыней грешат только девушки.

    26.01.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×