С чем неизбежно столкнутся ваши студенты в процессе изучения английского

С чем неизбежно столкнутся ваши студенты в процессе изучения английского

Налоги, сезонный грипп, прокрастинация, дизлайки в соцсетях – всё это default features, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек. Есть такие и при изучении английского языка. Расскажем о них.

Лень

Кто виноват?

Ученые и авторы мотивационных книг давно твердят: не существует лени в вакууме. Лень – лишь некое общее слово, не нуждающееся в пояснениях. Но если копнуть глубже, выяснится, что либо ваш «ленивый» ученик просто сильно устал, либо ему не хватает мотивации.

С мотивацией тоже сложно: ее может просто не быть (ученика мама за ручку привела, на занятие записала и каждый вечер над душой стоит) – или она неправильная (студент пообещал себе игровую приставку, если «отсидит» n-ное количество занятий и будет «стараться»).

Что делать?

  • Исключите из уравнения вариант «устал». Поинтересуйтесь расписанием и нагрузками своего студента, в какое время и как долго он выполняет домашние задания, как проводит свободное время и выходные. Если очевидно, что для результативного изучения английского у студента не хватает сил, посоветуйте ему пересмотреть расписание, больше и лучше отдыхать.
  • Если речь о «ленивом» ученике-ребенке, желательно пообщаться с мамой или значимым взрослым, который берет на себя ответственность за занятия (посещаемость, выполнение домашних заданий и т.д.). Выясните, ради чего семья пришла на занятия, какой «приз» пообещали родители ребенку за успехи в английском. Обсудите, как подстегнуть мотивацию другими способами.
  • Если речь о «ленивом» взрослом студенте, разговор о мотивации тоже полезен. Но будем откровенны: «воспитывать» такого студента уже поздно. Если он оплачивает занятия и не старается во время них, то остается смириться.

Прокрастинация (не путать с ленью!)

Кто виноват?

Мы прокрастинируем, когда испытываем страх перед большими задачами или когда не понимаем, как к задаче подступиться. При этом для одного студента «большой» будет задача «сдать TOEFL на х баллов», а для другого – «написать эссе на 300 слов».

Что делать?

  • Дробить задачи, снижать их значимость в голове студента, проговаривать вслух страхи студента, возможные трудности на пути и способы их преодоления.
  • Максим Дорофеев в книге «Джедайские техники» предлагает такой способ борьбы с прокрастинацией: не заглядывать далеко вперед и не раскладывать «большой проект» на сотню мелких задач и этапов – это лишь напугает внутреннюю «обезьянку», которая принимает в нашей голове импульсивные решения в духе «о, это слишком сложно! сделаю завтра». Посоветуйте студенту определить ближайшее действие, которое приблизит к достижению большой цели, но(!) не займет больше 20 минут. Остается только сделать, а дальше – спросить себя про следующее ближайшее действие.

Стеклянный потолок (или плато)

Кто виноват?

Любые успехи не линейны: за взлетом следуют пробуксовки. Тот, кто с этим хотя бы раз столкнулся (и справился), впредь кажущихся пауз не боится. Но если прежде у студента все блестяще получалось, и вдруг – раз за разом ошибки, внезапные потери памяти или недобор всего нескольких баллов, то сложно не сдаться.

Что делать?

Моральная поддержка и уверенность в том, что рано или поздно у трудолюбивого ученика всё получится, – пожалуй, лучшее, что мы можем в этой ситуации для него сделать. А еще всегда можно попытаться «зайти с другой стороны» – перейти к другому типу заданий и активностей, переключиться временно на другую задачу и тему (где получается).

Состояние «как собачка»

Кто виноват?

Мы называем это умными терминами «языковой барьер», «страх перед ошибками», «страх говорить». Студенты же, преодолев базовый уровень и замахнувшись на большее, неизбежно столкнутся с тем, что «всё понимают, а сказать не могут».

Что делать?

  • Погружение в языковую среду помогает быстрее преодолеть языковой барьер.
  • Специалисты по продажам придумали отличный способ бороться со страхом неудачи (у них он называется «страх перед отказом»): они ставят себе цель получить отказ n-ное количество раз (от 100 и более). Уже на 20-м отказе просить о чем-то человека или предлагать ему что-то совсем не страшно. А к сотому отказу вырабатывается стойкий «иммунитет». Почему бы не придумать некую награду или медаль «за ошибки, которые делают нас лучше», позволить студенту их считать и даже радоваться им?    

Сопротивление среды

Кто виноват?

Обычно, когда человек ставит себе амбициозную цель выучить иностранный язык, близкие его поддерживают. Но только до тех пор, пока трудолюбивый студент не нарушает их личные границы, не ломает привычный распорядок и не заставляет выходить из зоны комфорта. Мужу легко сказать «я тебя поддержу», но не просто взять на себя домашние задания детей, пока жена полгода каждый вечер по 2 часа занимается английским…  

Тренеры по личной эффективности указывают на то, что большинство наших близких – даже с самыми благими намерениями – саботируют перемены, потому что перемены приводят к ситуации, что окружению тоже придется меняться.

Что делать?

С этой проблемой студенту придется справиться самому, ведь преподаватель – человек посторонний, может лишь посоветовать. Одним помогают компромиссы, другим – ультиматумы (и отказ от общения с теми, кто не готов поддержать).

К сопротивлению среды можно также отнести самосаботаж (правда, с ним сталкиваются далеко не все). Суть его в том, что, переходя на новый уровень в чем-либо, мы  вынуждены «перетаскивать» туда всю свою жизнь.

Проще объяснить на примере. Мужчина-студент изучает английский, чтобы получить повышение по работе. Благодаря упорству успехи все заметнее – и вот вдалеке маячит перспектива рассылать резюме в компании мечты или поговорить с начальником о новой должности. Только к росту ответственности на работе наш студент в глубине души не готов, а потому – внезапно – в изучении английского наступает застой. Преподаватель тут не поможет, а поможет психолог.

Забывчивость (в том числе бытовая)

Кто виноват?

Большинству из нас знакома ситуация «знаю слово, а вспомнить не могу». Изучающие английский (или другой иностранный) язык сталкиваются с ней чаще остальных: и на уроках, и за их пределами, когда и слова на родном языке могут в ступор вогнать.

Изучение чего угодно нового требует больших усилий от нашего мозга, когнитивных способностей, памяти. Случаются перегрузки – и это нормально.  

Что делать?

  • Посоветовать студенту смириться и относиться к таким небольшим «выпадениям памяти» с юмором.
  • Помочь могут БАДы (для восстановления при серьезных умственных нагрузках) и любые активности, направленные на тренировку умственных способностей (кроссворды, судоку, игра в шахматы).

Расширение картины мира

Кто виноват?

Достигнув достаточно высокого уровня владения английским, студент начнет слушать зарубежное радио или читать англоязычную прессу. Надо ли упоминать, что точки зрения на многие мировые проблемы сильно отличаются у местных и зарубежных журналистов? Придется взглянуть на политику и экономику своей страны со стороны, и это не всегда радует. Кроме того, студент сможет читать не переведенные на родной язык зарубежные книги, смотреть фильмы и сериалы в оригинале.

Что делать?

Ничего. Знание английского языка обогащает нашу жизнь – этому можно только радоваться.

Неискоренимый акцент

Кто виноват?

Фонематические и имитационные способности, которые мы получаем по наследству от родителей, у всех разные. Одни «ловят» нюансы звучания языка буквально на лету, а другим это и вовсе не удается. Кроме того, акцент в любом случае неизбежен, если ученик живет не в англоговорящей стране.

Что делать?

Погружать в языковую среду. Приветствовать любые попытки и возможности слушать больше английской речи. Поддерживать веру студента в то, что акцент рано или поздно исчезнет.

Нехватка времени

Кто виноват?

Это, пожалуй, самая неизбежная ситуация, с которой сталкиваются все, кто двигается в сторону мечты или большой цели. Время – ресурс ограниченный и невосполнимый, а потому много его не бывает. Проблема, скорее всего кроется, в пренебрежении тайм-менеджментом или неправильно расставленных приоритетах. А иногда это просто жизнь.

Что делать?

Катерина Ленгольд в книге «Просто космос» обращает внимание на то, что появившись в английском языке в XV веке, слово priority пять столетий не имело формы множественного числа. Приоритет по определению может быть только один. Мы же так часто расставляем приоритетЫ.

Напоминайте студенту о его большой цели, об уже достигнутых успехах, тестируйте вместе разные техники «успевания» и берите на вооружение удачные.

А еще помогите смириться с тем, что все на свете успеть не возможно, что времени будет не хватать всегда, но это вовсе не означает, что английский язык выучить не получится.

***

Поделитесь, с какими из неизбежных «зол» сталкивались ваши ученики? И как вы помогли с ними справиться?  


Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5170 12

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×