Познакомьтесь, это — Ульяна, ей 7 лет и мы занимаемся английским вместе уже 3 года (и это не включая один год перерыва, когда я уезжала работать за границу). Ульяна начала учить английский, когда ей было 2 года, и она жила в Санкт-Петербурге, ходила в детский сад, где воспитатели говорили только на английском. Потом семья была вынуждена вернуться в небольшой город Череповец, где такой роскоши, конечно, не найти. Но они нашли меня! И это была любовь с первого взгляда 🙂
Ульяна очень подвижный и открытый ребенок, каждый урок для нее как праздник. Она очень старательная и почти не отвлекается все 50 минут нашего занятия.
Было страшно
Когда я только начинала работать с детьми, у меня было много страхов:
- а как их контролировать и успокаивать? а разговаривать?
- а что, если я потеряю свой высокий уровень английского?
- а если ребенок не захочет ничего делать?!
Но все страхи напрасны! Особенно, когда проводишь не групповые, а индивидуальные уроки, где есть больше возможностей учесть личные особенности и потребности студента. Для себя я сделала такие выводы:
- Как работать с детьми можно прочитать в методической литературе, статьях, личных блогах, посмотреть на вебинарах.
- По поводу языка: с детьми я все равно почти 90% от всего времени занятия говорю на английском. Да, речь приходится адаптировать, несколько раз повторять одни и те же фразы, но(!) занятия с малышами для меня в большей мере — не возможность практики языка, а эмоциональная подзарядка. Дети очень открыты, они безгранично благодарны педагогу, заряжают энергией и позитивом. Именно отсутствие боязни сделать что-то не то и не угодить студенту и привлекает меня в работе с детьми. Если боитесь потерять уровень языка, можно взять учеников постарше с уровнем повыше. У меня есть несколько студентов уровня Advanced, к занятиям с которыми я готовлюсь почти полдня, по полной прокачивая «язык».
У нас в Skyeng есть бесплатные разговорные клубы для учителей с носителем языка, есть и Skyeng Cup of Tea — разговорные клубы для всех сотрудников школы.
3. Чтобы детям было интересно заниматься, надо постоянно их удивлять. Нет, не надо быть клоуном, не надо их развлекать и потакать всем прихотям, надо именно удивлять.
Как это делать?
1. Играть! Как бы банально это ни звучало, но приходится постоянно искать новые игры. Ульяна — мой постоянный мотиватор на поиски нового. Так как мы с ней работаем уже давно ее сложно чем-то удивить, поэтому ради нее я всегда ищу что-то новое, творю и развиваюсь. Я даже приобрела цветной принтер и могу баловать ученицу множеством разноцветных игр. Спасибо замечательной группе Languagestuff, которая постоянно радует новыми играми. Фаворитом лета была игра Доббль, мы каждое занятие заканчивали двухминутной игрой для поднятия настроения и повторения лексики. Также я часто адаптирую настольные игры под определенную тему.
2. Сейчас в Ульяне проснулась большая любовь к крафтам. На каждом занятии мы уделяем 10 минут творчеству, небольшой поделке или аппликации, которую в дальнейшем можем использовать на уроках для отработки лексики и грамматики. Недавно мы изучали эмоции, сделали несколько рожиц, рассказали, как себя чувствуем, какие эмоции испытывают сейчас бабушка, мама, лучшая подружка (которая, кстати, в день занятия обиделась на Ульяну, и мы думали, как можно ее обрадовать). Крафтами детей уже не удивить, но можно привлечь внимание, используя совершенно новый и неожиданный материал, например, палочку от мороженого.
3. Из поездок я привожу разные книжки, брошюрки на английском языке. Мы их изучаем, рассматриваем. Ульяне интересно узнавать, как же там “далеко, далеко, куда летают самолеты” живут такие же маленькие дети, и что им нравится. Из последней поездки я привезла “Making Faces. I want to star in my own works of art!”, студенты должны прочитать инструкции, дорисовать картинки, приложить к лицу и сфотографироваться. Можно самим создать любой фон и написать интересные инструкции с лексикой, которую вы изучаете.
4. Самое любимое в занятиях с детьми — мы занимаемся развитием креативного мышления. В нашем последнем творчестве очень помог FixPrice, порадовав веселой книжкой, где с помощью наклеек надо было из обычных, повседневных предметов создать что то новое 🙂
А боитесь ли вы работать с детьми? Что вам нравится в работе с маленькими студентами?