Развитие диалогической и монологической речи на уроках английского языка в начальной школе

Развитие диалогической и монологической речи на уроках английского языка  в начальной школе

Разговорный навык – один из основных и, пожалуй, самый важный в обучении иностранному языку.  Различают две формы устной речи – диалогическую и монологическую. Каждая из них имеет свои лингвистические особенности, поэтому требует разного подхода при обучении.

Монологическая речь полностью или частично не связана с речью собеседника. В быту это чаще всего повествование, рассказ, описание событий или людей/предметов. Монолог контекстуален. Диалог же, напротив, ситуативен. Диалогическая речь – обмен высказываниями между двумя или более собеседниками. Оба вида устной речевой деятельности требуют постепенной и регулярной практики с самого начала изучения иностранного языка. Залогом успеха тут станет доброжелательная атмосфера на занятии, связь с реальной жизнью учащихся и практическая польза (например, фразы из диалога пригодятся во время путешествия).

Что же можно предложить младшим школьникам для развития навыка монологического высказывания?

Конфетка

Подготовьте конфеты или другие сладости в фантиках 5-6 разных цветов, и дайте выбрать детям одну из них. Затем объясните, что каждый цвет обозначает тему, на которую им нужно составить небольшой рассказ. Например,

red = your favourite food      green = your favourite music      yellow = your favourite book     blue = your favourite season, etc.

Темы можно заменить на грамматические конструкции, которые нужно использовать. Стоит установить и временные рамки монолога – например, 1 минуты. И, конечно же, вознаграждением за усилия будет сладкий приз, выбранный вначале.

Собери картинку

Разрежьте картинку на 3-4 части. Раздайте детям. Их задача найти все фрагменты и собрать картинку. Первый ученик описывает свой фрагмент двумя предложениями. Второй повторяет услышанное описание и добавляет рассказ о своем фрагменте. И так далее, пока картинка не будет собрана. Можно затем предложить порассуждать о целом изображении по заранее заготовленным пунктам плана. Например,

  1. What is the season in the picture?
  2. What is the mood of the children?
  3. Do you like playing the same games?
  4. What’s your favourite outdoor activity?


    Рисовальный диктант

Суть упражнения в том, чтобы один ученик описал картинку товарищам так, чтобы они смогли нарисовать её. Она должна быть без лишних деталей, со знакомыми изображениями. Например, такая:

Можно устроить конкурс на лучшего describer или artist, а рисунки разместить на стенде. Ребятам точно понравится!

Профайл

Предложите детям портреты людей. Пусть они попробуют составить их описание, подобно аккаунтам в социальных сетях. Обязательно дайте им примерный план и образец. Например,

Name,

Nationality,

Age,

Profession,

Likes/Dislikes,

3 words to describe the person’s character.

После можно спросить, с кем бы из описанных персон ребята хотели познакомиться и почему.


Для любого задания на развитие монологической речи в младшей школе стоит готовить опору, своеобразную модель и базу высказывания: словесную и/или изобразительную. Опора поможет ребенку чувствовать себя уверенней в выражении своих мыслей. Это могут быть “доски историй”, комиксы без слов, фото, mind maps, план рассказа, неоконченные предложения с вариантами дополнения и так далее. Также стоит помнить о цели каждого задания: accuracy or fluency. В зависимости от нее стоит проводить анализ и коррекцию ошибок по ходу либо в отложенной перспективе.

Диалогическая речь сложнее монологической с точки зрения спонтанности, ведь в диалоге нужно слушать и слышать партнера, реагировать вербально и невербально здесь и сейчас, ориентироваться в ситуации. Обучение диалогической речи, безусловно, должно носить коммуникативный характер, оно помогает сломать пресловутый “языковой барьер”.

Игры для развития диалогической речи

Пинг-понг

Игра помогает научиться быстро реагировать на вопросы собеседника и способствует  лучшей отработке грамматических структур. Проводить ее нужно в быстром темпе. Учитель начинает игру вопрос-ответ, а потом передает эстафету детям. Начните игру с отработки одной определенной грамматической структуры (например, краткие ответы Yes, it is / No, it isn’t), когда изучите следующую тему, включите ее в вашу игру, так “ответы” накапливаются снежным комом и к концу учебного года игра выглядит примерно так: – Do you like football? – Yes, I do. – Can you play it? – Yes, I can. – Is it interesting? – Yes, it is. – Do you like basketball? – No, I don’t. – Do you like volleyball? – Yes, I do. – Can you play it? …

Jazz Chants

Это фонетические упражнения,  которые заключаются в ритмичном повторении слов или фраз английского языка под музыку. Автором метода является Каролин Грэхем. Примеры можно найти здесь. Эти рифмовки снимают психологические барьеры, помогают довести использование оборотов речи до автоматизма, развивают скорость речевой реакции.

Имаджинариум

Покажите детям короткий фрагмент мультфильма, в котором можно увидеть, как герои разговаривают друг с другом. Отключите звук. Пусть ученики придумают возможный диалог героев, разыграют его. Потом покажите оригинал. Решите, чья версия была более интересной, близкой к исходной или оригинальной.

Любые ролевые игры на уроках английского – это возможность развить навык диалогической речи. Важно помнить про этапы таких заданий: подготовка (знакомство с ситуацией и необходимой лексикой в классе и, например, чтение текстов по теме дома), собственно инсценировка, заключительные задания (написать письмо, статью в школьную газету и тп.).

И монологическая, и диалогическая речь являются неотъемлемой частью языка, помогает донести свои мысли на иностранном до собеседника или слушателя. А это есть цель коммуникации!

Пусть развитие данного навыка будет интересным и веселым для ваших учеников!



Татьяна Балан

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    2420 5

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×