Сложности в работе преподавателя, о которых вы не догадывались

Сложности в работе преподавателя, о которых вы не догадывались

«Я знаю, что ничего не знаю», – расстроенно сообщил современникам Сократ и был прав. Чересчур самоуверенно думать, что жизнь, отношения или погода не способны преподносить сюрпризы.

На работе всё не так очевидно: откликаясь на вакансию, мы внимательно читаем описание, на собеседовании есть возможность задать вопросы рекрутеру, а предыдущий профессиональный опыт помогает сориентироваться на новом месте. И все-таки сюрпризы случаются, а сложности могут ожидать нас там, где не ждали.

К счастью, наши преподаватели не выращивают из мух диплодоков, а успешно преодолевают препятствия по мере их возникновения на горизонте.

Лирическое отступление

Приступая к работе над этой статьей-подборкой, автор предполагала, что ответы будут укладываться в привычную схему «удаленная работа» или «неожиданности фриланса». Кто не сталкивался с неготовностью вставать по чужому графику, неумением «включать дисциплину» вовремя, необходимостью работать с простудой, головной болью или расстройством желудка – потому что «надо»? Оказалось, эти сложности вовсе и не сложности, а со стороны – совсем не виднее. Тем интереснее узнать, что поначалу мешает работе преподавателя Skyeng на самом деле :).

Евгений Рябинин

Капризы и “отсутствие” прогресса

«Был некоторый страх перед платформой. Все привыкли работать с «живыми» учебниками, а тут что-то новое и непонятное. Хотя после недели работы понимаешь, что лучше платформы на данный момент нет ничего. На ней можно найти уйму отличного и полезного материала. Платформа заменяет несколько десятков, а то и сотен книг, учебников, словарей, скопированных с помощью ксерокса материалов.

Встречаются капризные ученики. Им постоянно не нравится их расписание. То они едут в командировку, то у них отчет, то незапланированная поездка с семьей в Португалию (были дешевые билеты – вот и решили поехать). У вас тоже есть расписание, и под каждого ученика вы подстраиваться не можете. Здесь есть несколько вариантов решения проблемы: либо ученик постоянно «морочит» вам голову, и вы сердитесь из-за этой ситуации, либо ставите ученика в жесткие рамки, и уже возникает новая проблема – частые отмены уроков. Приходится искать золотую середину, быть максимально flexible: где-то уступить ученику, где-то проявить твердость.

Еще одна сложность, с которой иногда сталкиваюсь, – ситуация, когда ученик не видит прогресса. Некоторые из них впадают в панику. Вы же как преподаватель проработали с учеником несколько месяцев, а то и лет, – и вам отлично видны все его успехи. Я просто помню, что ученик не может себя адекватно оценить. В данном случае необходимо его приободрить и перечислить те стороны, которые вам вместе удалось улучшить. Как показывает практика, ученик соглашается и с большим рвением продолжает обучение».

Вероника Аветисян 

“Короткие” уроки и технические неполадки

«Так сложилось, что я не привыкла к 50-минутным урокам. И в начале я не успевала за 50 минут провести тот урок, который планировала. Чтобы довести урок до конца, приходилось от себя добавлять 20 минут. В итоге урок длился 70+ минут вместо положенных 50. Но потом я стала работать над собой и над time limit. Мне в этом очень помогли обучающие курсы на Skyway и ispring. Вскоре за 50 минут мы с учениками стали успевать не только пройти весь запланированный на урок материал, но и дополнительные задания делали.

Я и не думала на старте о технических неполадках. Ну да, мол, иногда бывают. А когда столкнулась, тратила на них много времени, пыталась подсказать студенту, что делать… В итоге уходило драгоценное время, а технические проблемы не решались – часто из-за неполадок с ноутбуком студента или проблем с интернетом. Кстати, в остальных случаях – когда проблема была не на стороне студента – техслужба всегда решала их очень быстро. Сейчас, если вижу, что есть техническая проблема, решение которой будет длиться долго, я предлагаю сразу перенести урок, так как это сэкономит и мое время, и время ученика».

Лиза Мардоян 

Обучение “не всерьёз”

«Неожиданной сложностью было тот факт, что студенты не воспринимают онлайн-обучение всерьез, считают, что оно низкого качества. Из-за этого предубеждения страдает эффективность занятий, они меньше стараются».

Анна Николаева

Поиск рабочего места и show must go on

«Одна из неожиданных трудностей, с которой пришлось иметь дело при работе онлайн, это, как ни странно, поиск подходящего места и ракурса в своей комнате. Работать я могла только в своей спальне, и хотя все там прилично – кровать всегда заправлена, шкафы с книгами, окно, рабочий стол и стул – я долго искала удобное место. Стол у меня был узкий и низкий, скорее, туалетный столик, ноутбук на нем еле помещался, пришлось доставать большие и толстые книги и использовать их в качестве подставки. Второй нюанс – свет. Если я сидела лицом к окну, то вечером свет был позади меня, и наоборот. В общем, пришлось переставить мебель немного и поиграть с высотой ноутбука и светом, прежде чем было найдено подходящее положение.

Кроме того, работая в языковой школе, мне не приходилось сталкиваться с мамами на уроках. Обычно студентки приходили без детей и концентрировались на занятиях. Когда же обучение проходит онлайн, студенты часто находятся дома, а там… В общем, теперь я знаю, что учиться могут и кормящие мамы, и мамы школьников, которым срочно нужно пообедать или отпроситься погулять во время маминого урока, и мамы малышей, играющих и издающих громогласные звуки в той же комнате. Меня это поначалу сильно отвлекало, но когда я поняла, что реагирую острее, чем сами мамы, – смирилась, что show must go on».

Оксана Ячминская

Дистанция, еще раз дистанция

«Пожалуй, самое сложное в работе – не сдружиться с учениками, особенно когда они молодые люди с активной жизненной позицией, интересными историями и опытом. Когда только начинала работать, в нескольких инструкциях сразу было сказано не сближаться с учениками до дружеских отношений. Позиция для меня понятная и логичная, ведь преподаватель должен держать некую дистанцию с учеником, чтобы сохранять «собранную» атмосферу на уроке. Со временем, однако, стало сложнее: мои ученики – люди, которые живут яркой жизнью, у них есть опыт, которого нет у меня, и нам вместе интересно. Время от времени ловлю себя на мысли, что, пожалуй, слишком увлекаюсь общением с человеком, вместо работы с учеником. Хорошо, что этот вопрос решается легко: силой воли, главное лишь вовремя себя поймать и вернуть в колею».

Евгения Тащилина

Работа “втёмную”

«Сложности были. Одной из них было нежелание некоторых студентов работать с включенной камерой. Это очень странное ощущение: тебя видят, а ты собеседника не видишь. Одна студентка (вместе проработали полтора года с уровня Intermediate до Advanced) воспользовалась камерой один раз на первом занятии. После этого я только мысленно видела ее. В случае с этой замотивированной студенткой проблем не возникало, мы приспособились. Еще одна студентка тоже хотела заниматься без видео, но после моих аргументов в пользу включения камеры она прислушалась. Теперь это одна из самых близких студенток (вместе уже год)».

Наргиз Абдулхамедова 

Песни кашалотов и новый ритм жизни

«Из-за веры в существование здравого смысла, не думала о том, что будут ученики, которые при оплаченных занятиях, назначенных для их же удобства часах, напоминалках и почти ежедневном общении, будут забывать/не успевать или отменять занятия. Пришла к выводу, что это симбиоз темперамента и взглядов на жизнь. Решается все просто, строго и по существу: стоит напомнить ученику, что он платит за это деньги, которые равнозначны очень полезным знаниям.

Не ожидала, что студент может сочетать урок с приемом пищи, например. Помимо того, что это не культурно, это еще и завидно: я ведь даже не успеваю иногда между уроками перекусить, а тут – кашалот просыпается внутри и начинает песни петь “вон же, студент кушает, давай, присоединяйся”. Пока эта практика не стала привычной, можно вежливо спросить “ой, вы наверно не успели пообедать? давайте сделаем перерыв 5 минут, потом созвонимся, покушаете спокойно?”. Тут волей не волей студенту становится стыдно на камеру чавкать.

Еще не ожидала, что у меня полностью изменится ритм жизни: самые «звездные» часы обучения – утро и вечер, после 18. Нормальные, «классические» рабочие часы освободились. Но это перестало быть проблемой, когда дневное время заполнилось хобби и (самое главное) отдыхом: мало кто может позволить себе сиесту на рабочем месте! Со Skyeng для меня это стало возможным».

А с какими непредвиденными сложностями работы в Skyeng столкнулись и справились вы?



Елена Тимофеева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.