Как учить друзей и членов семьи

Как учить друзей и членов семьи

Подруга звонит и просит подтянуть ее 10-летней дочку по английскому. Жене брата нужен английский по работе, и вас, естественно, просят помочь. Знакомая картина? Друзья, друзья друзей, родственники и соседи часто обращаются к преподавателям с просьбой о занятиях, тем самым ставя нас в несколько неудобное положение. Как же вести себя в подобной ситуации?

Универсального решения в данной ситуации нет. Поделюсь личным опытом в данном вопросе.

КАК ОТКАЗАТЬСЯ

Хоть это и сложно, поскольку давление в данном случае велико, я стараюсь отказываться от таких занятий. Причин несколько, но главная из них – ‘friendship and money is like oil and water’, а портить отношения совсем не хочется. Согласитесь, потенциальных проблем в этой ситуации множество: денежные вопросы, куча поводов просто «поболтать» на занятиях, наконец, что если  студент будет недоволен качеством обучения?

Я стараюсь объяснить все это открыто, если не помогает, прибегаю к другим аргументам: плотное расписание и отсутствие времени, я преподаю только взрослым, и т.п.

Одним из самых позитивных решений в данной ситуации, на мой взгляд, является рекомендация. Зачастую преподаватели знакомы со множеством коллег и могут оценить их профессиональные компетенции, так что это настоящий win-win – и у коллеги появится возможность заработать, и ваш друг или родственник останутся довольны.

КАК УЧИТЬ

Если все же вы согласились обучать знакомого или члена семьи, вам необходимо определиться со стратегией и выстроить отношения в новом контексте. Как именно будет проходить обучение зависит и от близости отношений, и от личности студента, и от многих других обстоятельств.

Бывает, что вашу подругу саму устраивает расслабленная атмосфера уроков, встречи за чашечкой кофе и возможность поболтать ни о чем (хорошо, если на английском), и она даже готова за это платить. Случается, что уроки с племянником всегда начинаются или заканчиваются чаепитием с родственниками и проходят преимущественно в играх, поскольку ребенок не может переключиться с роли родственника на роль ученика. Эффективность таких занятий крайне низка, так что вам решать, готовы ли вы брать за них оплату. Лично меня это не устраивает, и я либо настойчиво пытаюсь установить правила и перевести уроки в более профессиональное русло, либо под любым предлогом заканчиваю эту милоту, поскольку даже если заказчика все это устраивает, меня как профессионала такая ситуация крайне удручает.

Однако ситуация может быть и совершенно иной. Я только что закончила 4-недельный курс подготовки моей знакомой к IELTS, экзамен был сдан 2-3 марта, ждем результатов. Она очень целеустремленный и крайне занятой человек, я тоже, так что никакой болтовни не по теме на занятиях не было. Цели и задачи были конкретные, времени в обрез, плюс мы не очень близкие подруги, хоть и давно знакомы, так что занятия с ней ничем в принципе не отличались от занятий с другими студентами.

В любом случае, вот несколько советов, как сделать уроки с друзьями и родственниками более эффективными:

  • Относитесь к занятиям как к любым другим, и требуйте того же от ученика.
  • Используйте знания о характере студента для повышения его мотивации и результативности занятий.
  • Вынесите все неформальное общение за рамки урока.
  • Не делайте скидок студентам-друзьям и студентам-родственникам, ни в материальном, ни в педагогическом смысле.
  • Обращайтесь за обратной связью так же часто, как и к другим студентам.
  • Научитесь переключаться между разными режимами общения (студент VS друг).

Здорово, когда к вам обращаются за профессиональной помощью, ведь это означает, что вам доверяют. Нужно, однако, помнить, что члены семьи и друзья доверяют вам в первую очередь в личном смысле, а тот факт, что вы профессионал своего дела, придется еще доказывать. Нужно ли вам это, решать вам. В любом случае, стоит максимально отделить рабочие и материально-денежные отношения от дружеских или родственных.



Anna Classing (Nikolaeva)

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.