Самообманы, которые мешают вашим ученикам учить английский

Самообманы, которые мешают вашим ученикам учить английский

Зачем мы себя обманываем? Так легче живется, а человек, согласно эволюционной теории, всегда стремился к упрощению. И это стремление традиционно всё усложняло. Простой пример: хотели наши предки общаться на расстоянии – изобрели телефон, потом сотовую связь и смартфоны – а теперь мучаются от смартфонозависимости. Так же с другими самообманами: они здорово усложняют жизнь, а иногда даже препятствуют успеху.

Расскажем о популярных самообманах, которые мешают нашим ученикам быстро и эффективно изучать английский.

Короткая справка

Самообман в нашем понимании (и согласно словарям) – это внушение себе того, что не соответствует действительности. Чем самообман отличается от стереотипа? Во-первых, тем, что стереотипы иногда отражают правду. Во-вторых, тем, что человеку не всегда помогает вера в стереотип, но самообман – всегда про личную выгоду, пусть даже не очевидную.

Лирическое отступление

Приступая к работе над статьей, автор не ожидала, что пунктов наберется так много. Но не удивилась: еще Пушкин признавался от лица мужской половины Земли, что «сам обманываться» рад. Если мы что-то упустили – дополните коллекцию самообманами, с которыми столкнулись вы!

«Английский язык простой»

В чем выгода? Можно позволить себе не напрягаться, плыть по течению и разрешить преподавателю себя учить. Можно не выделять в своем расписании время на серьезные занятия и вдумчивую подготовку к ним.

А на самом деле? Изучать английский, это не пять тысяч иероглифов китайского запоминать. Благодаря глобализации в каждом языке мира есть много слов, заимствованных из английского, а потому – легко запоминающихся. В английском (почти) нет склонения по падежам, спряжений и прочих «ужасов» русского, немецкого, французского и прочих языков. Зато сколько нюансов! На каждое правило есть исключение. Чего стоит управление глаголов в английском языке… Вот это вот всё.

Что с этим можно сделать? Настойчиво предупреждать о сложностях не стоит – а то студент сбежит к шарлатанам, которые обещают обучить английскому за 48 часов. Но иногда можно указывать на особенности, подчеркивать нюансы, рассказывать о сложностях в формате «А вы знали, что…?»   

«У меня талант»

В чем выгода? Можно не напрягаться: врожденные способности выручат.

А на самом деле? Про наследственные способности мы писали: они не миф, действительно помогают быстрее усваивать новые языки, запоминать слова и прочее. Но – как и с любым другим предметом, наукой, серьезным занятием – на способностях далеко не уедешь. О скольких гениях на Земле никто не знает просто потому, что им было лень полностью реализовать свою «гениальность»!

Что с этим можно сделать? Вспомните врачебный принцип «не навреди». По поводу способностей лучше студента не разубеждать, ведь в изучении иностранных языков применим метод плацебо. Можно использовать безобидную манипуляцию: мол, «раз вы такой способный, то ловите задание чуть посложнее. Вы с ним на раз-два справитесь!»

«У меня совсем нет таланта»

В чем выгода? Это заблуждение, которое во всех энциклопедиях и интернет-источниках приводят в качестве Китайской стены на пути к успеху в иностранных языках. Иногда оно является самообманом. Аналогично у худеющих: легче поверить в широкую кость, чем «не жрать».

А на самом деле? Так называемое отсутствие таланта и способностей еще никому не мешало добиваться успехов (вы ведь наверняка вспомните навскидку 3-5 подходящих примеров из практики?). А если обратиться к экспертам, то Малкольм Гладуэлл вообще придумал универсальную таблетку от «бесталанности» – 10 000 часов практики в предмете, который изучаете, или навыке, который осваиваете.  

Что с этим можно сделать? Отослать к Гладуэллу и экспертам по достижению целей: Ларисе Парфентьевой, Катерине Ленгольд, Ицхаку Пинтосевичу, Еве Кац и другим замечательным людям, которые «зарядят» на свершения.

«Крутой учитель (крутая методика) меня научит»

В чем выгода? Раз обучением займется «кто-то сверху», то все получится без усилий и личного участия студента.

А на самом деле? От преподавателя действительно во многом зависит заинтересованность студента процессом обучения, повышение мотивации и эмоциональный заряд от уроков. Методика помогает систематизировать, автоматизировать и местами снижать нагрузку на ученика. Но для успеха в занятиях этого недостаточно.

Что с этим можно сделать? Подчеркивайте, что «крутой» учитель достается лишь «крутым», самым достойным и мотивированным ученикам. А «крутая» методика работает вдвое эффективно, если ложится на благодатную почву правильной мотивации и трудолюбия.

«Вася быстро выучил, я тоже выучу быстро»

В чем выгода? Это заблуждение дает надежду. А если у студента начнутся сложности в обучении, то это Вася виноват: видимо, не все подробности рассказал.

А на самом деле? Люди разные, способности разные, а уж причины заниматься как отличаются! Если у Васи всего два месяца на то, чтобы выучить язык и уехать к будущей невесте на ПМЖ, а у вашего студента – лишь желание флиртовать с иностранками в Tinder, то сравнивать успехи бессмысленно.

Что с этим можно сделать? Подчеркивайте особенности своего студента, обращайте его внимание на сильные стороны, слабости. Избегайте сравнений – они будут лишь мешать. Но про Васю можно уточнить: что именно помогло ему добиться успехов быстро – и какой из использованных Васей способов, приемов кажется вашему студенту настолько полезным и привлекательным, чтобы его опробовать.

«Google Translate мне поможет»

В чем выгода? Этот самообман играет в обои ворота: с одной стороны, оправдывает лень, с другой – избавляет от популярных страхов, тем самым помогая студенту изучать язык.

А на самом деле? Еще как поможет! Если цель – зарубежная поездка, то технологии выручат почти везде. Но никакой гугл не поможет установить человеческие отношения, впитать с языком чужую культуру, вычитать серьезный контракт на предмет нестыковок и успешно сдать тест для поступления в зарубежный вуз.

Что с этим можно сделать? На начальных этапах позволяйте использовать технологии, особенно если высокой мотивации к занятиям или серьезных целей у студента нет. В дальнейшем, после каждого микродостижения, возможно, он уже сам захочет большего. Одно дело, приехав как турист, познакомиться с местным жителем и другое – с ним подружиться.

***

Еще несколько самообманов, на которых останавливаться подробно не будем:

  • «Я почти уже знаю (в школе же учил!»)
  • «Правила учить не обязательно, нужно их понимать»
  • «Я живу в англоговорящей стране, так что ничего особенно для изучения языка мне делать не надо»
  • «Грамматика только мешает (например, мешает уверенно говорить)»
  • «Вот захочу – и выучу. А пока просто не хочу»

***

Напоследок расскажем о самообмане-исключении.

Учить английский весело

В чем выгода? «Весело» в этом контексте равно «легко».

А на самом деле? Весело не всегда значит легко, но помогает забыть о том, что сложно. Именно поэтому тренд на геймификацию завоевывает сферу обучения. Но одними играми и просмотром сериалов изучение английского языка не ограничивается.

Что с этим можно сделать? Вспоминаем про «не навреди». Этот самообман не только безвредный, но и полезный, ведь благодаря ему студент охотно готовится к занятию, старается не пропускать и воспринимает сложности как неприятные, но редкие исключения.



Елена Тимофеева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.