07.03.2019
601
0

Почему я не успеваю запланированное на уроке? Проблемы и решения

Хочется, чтобы урок в 50 минут был насыщенным и полезным для учащихся. При этом, чтобы не торопить учеников, у которых темп работы не такой высокий, как у учителя, дать достаточно времени подумать и не делать работу вместо них. Для одних учеников не критично пройдем мы курс за 80 или 160 уроков, а другим пообещали 64 занятия, у третьих всего четыре месяца до отъезда.

Проанализировав записи нескольких уроков, составила список того, что мешает мне укладываться в запланированную программу.

Слишком длинная разминка

Из-за методической деятельности вот уже несколько лет у меня небольшое количество индивидуальных студентов. Мне искренне интересна их жизнь, и в начале урока мы всегда обсуждаем как у них продвигаются дела в различных сферах. И на это уходит 10, а иногда и целых 15 минут. Порой тьюторы знают о студентах больше, чем их психотерапевты.

Пробовала сразу перейти к теме и задавать 2-3 вопроса — в этом случае начало получается холодное и резкое.

Что делать? Работать над поддержанием баланса: успеть обсудить новости и потратить на это меньше времени. Поговорить только об одном аспекте, например, о происшествиях на работе или о свежем сериале, остальное — на следующее занятие.

TTT, полезное для установления контакта

Когда я только начинала преподавать, то следовала жесткому регламенту занятия. Всё, как и учили в институте, по плану. Затем стало понятно, что учитель — не робот. Невозможно задавать вопросы ученику, слушать ответы, а самой при этом ничего  не рассказывать о себе. Ученикам интересна жизнь учителя, и контакт легче установить, если делиться информацией о себе.

Что делать? Кратко делиться личной информацией на каждом втором-третьем занятии, чтобы сэкономить время и при этом создать подобие диалога, а не допроса.

Большое количество follow-up вопросов и заданий

Хочется всё успеть: и аудирование, и чтение, и грамматику отработать как следует. При этом оставить больше времени на говорение. Поэтому “втискиваем” спикинг до и после каждого вида деятельности.

Что делать? Сокращать количество вопросов и задавать те, с помощью которых можно отработать новые слова после чтения/ аудирования.

Техника eliciting

Eliciting заключается в том, что мы не сообщаем готовый вариант, а задаем наводящие вопросы для “извлечения” правильного ответа. Этот приём эффективен, так как задействованы аналитические способности и тренируется догадка. Но он занимает больше времени. К тому же, ученики не всегда выдают правильные ответы быстро и вообще с легкостью понимают вопрос, как это показано во фрагментах урока на CELTA.

Сравните,

Вариант 1 (без eliciting)

We use the Present perfect to talk about our experience, time is not known but the person is still alive. For example, “He has travelled around the world”.

Вариант 1 (с eliciting, from Timelines and Concept questions by Workman)

Look at the sentence: He has travelled around the world.

  • Did he travel around the world at some time in his life? (Yes)
  • Do we know when he did this? (No)
  • Is he still alive? (Yes)
  • So is this experience still with him in the present? (Yes)
  • What do we say when he is no longer alive? (He travelled)

Что делать? Подумать над более четкой формулировкой CCQ (concept checking questions), чтобы сократить их количество и облегчить понимание.

Разговорчивость некоторых студентов

Ученики могут вдаваться в подробности при ответе, так как они интересуются разными вещами и стремятся поделиться своими увлечениями и находками. Могут в камеру показывать свои новые гаджеты, фото, поделки, сувениры из поездки и так далее. Это придаёт уроку дружеский тон и помогает создать теплую атмосферу. Некоторые могут рассказывать целый урок о своей поездке, а на следующем — о своих планах, на один вопрос могут отвечать 15-20 минут. Они тренируют разговорные навыки, но при этом нет изучения нового материала. Из опыта знаю таких учеников, которые жаловались на то, что изучение языка какое-то непродуктивное.

Что делать? Разговорчивых студентов нет смысла всё время одергивать и загонять в рамки урока. Можно работать с emerging language — не просто слушать, как они разговаривают, а предлагать интересные коллокации или идиомы по теме. Тогда занятие будет для них не только разговорной практикой, но и изучением лексики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×