Аудиолингвальный метод обучения английскому языку

Аудиолингвальный метод обучения английскому языку

Аудиолингвальный метод обучения– один из самых популярных методов изучения иностранных языков. Чаще всего его используют те, кто намерен самостоятельно выучить тот или иной иностранный язык. Хотя и в педагогической среде он имеет свою популярность.

Чтобы разобраться, что такое аудиолингвальный метод изучения языка предлагаю обратиться к словарной статье. В словаре  методических терминов сказано, что аудиолингвальный метод обучения – это метод обучения иностранному языку, предусматривающий в процессе занятий использование слухового канала восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур, образцов предложений, что ведет к их автоматизации.

Если с академической точки зрения нам понятно, что это такое, то давайте рассмотрим этот метод с практической стороны и найдем все его плюсы и минусы.

Чем же аудиолингвальный метод так отличается от традиционных способов изучения языка?

Первая и основная отличительная особенность аудиолингвального метода – это отведение устной речи первостепенной роли в обучении. Развивается умение понимать иностранную речь в нормальном темпе, а так же на таком материале, который ученик сам не сможет воспроизвести – «все понимаю, а сказать не могу».

Второй особенностью является колоссальная нагрузка на память ученика и метод аналогии. Ученик должен запомнить (заучить наизусть) основной набор предложений, которые чаще всего используются в разговорной речи. По аналогии с этими предложениями ученик будет строить другие предложения для устного воспроизведения или восприятия на слух.

Также рекомендуется заучивать наизусть целые диалоги и коммуникативные ситуации. На начальном этапе обучения словарный запас ученика практически не развивается. Используется маленький набор слов, который позволяет отработать основные грамматические структуры через речь и повторение-проговаривание.

Третья особенность аудиолингвального метода – это огромное количество практики. На объяснение грамматических, лексических, фонетических основ отводится только 15% времени урока. Все остальное время посвящается практическим занятиям. Однако, такие занятия, могут быстро наскучить ученику, своей монотонностью и однообразностью подхода. Поэтому рекомендуют незамедлительно давать оценку действиям ученика – сделал правильно – похвали, неправильно – поправь.

Четвертая особенность – это словарь. Аудиолингвальный метод делит слова на разные по уровням сложности категориям со своими подгруппами в каждой. К самой легкой относят предлоги, наречия, союзы, вопросительные частицы, артикли. К самой сложной – слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие действия, слова, обозначающие качество, то есть существительные, прилагательные и глаголы. Обучение лексики происходит по принципу от простого к сложному.

Однако на начальном этапе обучения слова из сложной категории используются, но подбираются таким образом, что бы по форме и значению максимально соответствовали эквивалентам родного языка.

А теперь предлагаю рассмотреть плюсы и минусы аудиолингвального метода.

Итак, PROS(плюсы)

  1. Доступность . Действительно такой метод изучения языка крайне и крайне доступен. Достаточно открыть магазин приложений и вы найдете программы для изучения языка, основанные на аудиолингвальном методе. Самые популярные это DUOlinguo и Memrise. Некоторые из них платные, некоторые нет. Но даже платные приложения оказываются значительнее дешевле урока с преподавателем.
  2. Простота использования. Тут все просто прям до безобразия. У вас есть набор слов, картинок, карточек и кубиков-блоков, которые вы многократно прослушиваете и соотносите между собой для получения фразы путем нажатия на них или перетягивания. Ничего сложного.
  3. Стабильность и последовательность метода обучения. Обучение проходит всегда по одному и тому же сценарию. Сначала вы видите набор слов, озвучку и картинки к ним, обычно дается не более 2-3 слов за урок. Потом вы отрабатывает эти слова путем подбора перевода, написания, проговаривания, постоянного прослушивания и повторения вслух. Каждая карточка озвучивается, так что одно слово или выражение вы услышите много-много раз. Так, что не запомнить вам не удастся.

В последующем происходит усложнение. Добавляются новые слова и фразы расширяются. Они становятся более развернутыми и сложными. Если у вас была фраза «Девочка пьет молоко», то через пару занятий эта фраза превращается в «Маленькая девочка пьет молоко на крыше».

4. Комфортность и длительность занятия. Про удобство и говорить не приходится. Вы можете заниматься тогда, когда удобно именно Вам. Даже если желание повторить местоимения английского языка накрыло вас в полночь, пожалуйста, только загрузи приложение.

Вы сами контролируете длительность вашего урока. Это может 5 минут в день или 2 часа. Все зависит только от Вашего желания и временных возможностей.

А теперь перейдем к CONS (минусы)

  1. Доступность. Да, не стоит удивляться, что хорошо с одной стороны, так же плохо и с другой. То, что стоило нам мало или ничего, обычно нами и не ценится. Поэтому очень часто после приобретения той или иной программы через пару недель, когда энтузиазм заканчивается, мы просто про нее забываем.
  2. Стабильность. Да, это еще одна сторона медали. Если сначала подстановка слов, их проговаривание и прослушивание кажутся лучшим, что может быть, то через некоторое время нам начинает не хватать разнообразия. Где опытный преподаватель вам бы уже предложил почитать интересную именно вам журнальную статью или обсудить ваши вкусовые предпочтения, то тут вы продолжаете «накатывать свой «снежный ком»». И именно это часто начинает утомлять и снижать мотивацию вплоть до полного ее отсутствия.
  3. Ограниченность. Аудиолингвальный метод все-таки имеет свои пределы.
  • Ограниченный набор слов и фраз, которые комфортны для запоминания через слуховой канал.
  • Использование одного вида памяти для изучения иностранного языка, что может повлечь за собой невозможность использования письменной речи изучаемого языка.
  • Отсутствие партнера для отработки диалогической речи – самого распространенного вида речи.
  • Опыт. Аудиолингвальный метод прекрасен для тех, кто имеет опыт изучения иностранного языка, очень глубокий и последовательный опыт. Что это значит? Вы начнете задаваться вопросами “почему”, например, в предложении «He eats ice-cream every day» у глагола eat есть окончание –s, а в предложении «I eat ice-cream every day» этого окончания нет. Получить ответ на этот вопрос без понимания наличия временных структур языка, грамматических и лексических форм слова просто невозможно. Поэтому вам придется искать ответы вопросы самостоятельно, прорабатывая тонны разной грамматической информации. В то время как, занимаясь с живым человеком всегда можно задать интересующие вас вопросы.

Таким образом, аудиолингвальный метод – хорошее дополнение при обучении английскому или другому иностранному языку с преподавателем в индивидуальном или групповом варианте. Также можно его рекомендовать уже опытным людям, которые выучили один или два языка, если они понимают логику и структуры языков и готовы взяться за изучение следующего.


Алена Скорикова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5560 11

Leave a Reply

Your email address will not be published.