ОГЭ говорение

ОГЭ говорение

“А я не буду сдавать говорение” или “Пусть мои ученики на другом концентрируются, говорение – это не так важно” – фразы, вызывающие у меня ужас. Неужели никто не хочет получить +15 баллов? Даже если ваши студенты не гонятся за высшим баллом или “пятеркой”. Никогда нельзя быть на 100% уверенными в том, что остальные задания будут выполнены на максимальный балл. Сегодня постараемся разобраться с тем, как эффективно готовить учащихся к устной части и выжать из нее по максимуму.

Задание 1 (максимум 2 балла)

Источник: Демоверсии 2019 года (www.fipi.ru)

Первое задание – чтение текста вслух с подготовкой. За это задание дают максимально 2 балла, мелочь, а приятно. Однозначно, невозможно за месяц научить 9-тиклассников читать без единой ошибки, ведь всегда может попасться незнакомое слово-исключение, поэтому начинать надо как можно раньше. Однако, не всегда на это есть так много времени, как хотелось бы.

Читать по цепочке в классе неэффективно. Вспомните себя: отсчитаешь слово или предложение, которое тебе должно достаться и на этом успокоишься. Заучивать типы слогов и правила чтения – вообще гиблое дело. Учить студентов читать и писать транскрипцию – прошлый век. Сегодня можно открыть словарь онлайн и послушать как произносится слово. В английском больше исключений, чем правил и все мы это знаем. Здесь надо брать хитростью и опытом.

Что делать полезно?

  • Всегда уделять внимание Pronunciation Practice в учебниках.
  • Обращать внимание на расхождение письменной и звуковой формы слова, работать с непроизносимыми согласными (knee, what) отрабатывать произношение слов с помощью дриллов.
  • Работать с минимальными парами (minimal pairs: ship-sheep)
  • При введении новой лексики указывать ударение (например, подчеркивать ударный слог на доске).
  • Практиковать ударение в однокоренных словах, часто можно встретить расхождения.
  • Давать задания test-teach-test: просить студентов прочитать слова или предложения, далее прослушивать тот же материал, находить ошибки и снова просить прочитать, распределять слова по категориям (например, где ‘c’ читается как /s/, /k/ или /ʃ/), искать лишнее слово (the odd-one-out).

В это задании даже для максимального балла допустимы до пяти ошибок, не мешающие пониманию сказанного, и до двух ошибок с изменением значения. Это вполне реально выполнимое задание, а два балла никому не помешают.

Задание 2 (максимум 6 баллов)

Источник: Демоверсии 2019 года (www.fipi.ru)

Во втором задании студентам необходимо ответить на 6 вопросов электронного ассистента. На каждый вопрос дается 40 секунд, подготовки нет, вопрос не повторяется. Задание не простое, но с ним справиться можно. Каждый ответ оценивается отдельно, а это значит, что даже завалив несколько вопросов, баллы можно получить. Бал так же дается, если есть лексические, фонетические или грамматические ошибки, которые “не затрудняют понимание”.

Помните, что ответ должен быть полным, то есть ответ – предложение. Половина ответа в вопросе. Таким образом, первый совет – научите студента слышать структуру вопроса и использовать ее для ответа. И напомните, что ответ нельзя начинать со слова “because”.

Здесь встречаются личные вопросы (How old are you? Where are you from?), специальные вопросы с “what/which/who/where/why/how many/how often” (How often do you go to the cinema? What sports are popular in your area? Why do people enjoy eating out?), гипотетические вопросы (What places would you advise a tourist to visit in your city). Научите студентов реагировать правильно на структуры, использовать functional language для советов (I think they should, I would recommend visiting, They could visit).

Полезно тренировать диалоги, давать студентам модель и просить персонализировать эту модель, составить диалог по образцу. Задания типа “Find someone who” отлично работают для этой цели.

Задание 3 (максимум 7 баллов)

Источник: Демоверсии 2019 года (www.fipi.ru)

В этом задании студенты дают монологическое высказывание с опорой на план. В 2018 году из задания убрали картинку, она сбивала студентов и иногда они начинали ее описывать, что задание не предполагает. Задание оценивается по трем критериям, как и предыдущие. С критериями можно ознакомиться в демоверсии экзамена. Главный критерий, решение коммуникативной задачи, должен быть выполнен, иначе за все задание учащийся получает ноль баллов!

В задании указывается количество предложений (10-12), но на самом деле гораздо важнее связность и законченность речи, раскрытие каждого пункта и насыщенность речи. Ученик может сказать восемь предложений (например), но они будут показывать сложные структуры, и речь займет около двух минут – значит студент справился с заданием. Количество предложений нужно для ориентации учащегося и преподавателя. Главное, логически завершить высказывание.

Не просите учащихся учить темы, зубрить какие-то тексты из книжек. Это не поможет. Пункты плана могут не соотноситься с заученным текстом, тогда студент только запутается. Монолог должен быть целенаправленным, логичным, иметь непрерывный характер, смысловую законченность, выразительность и самостоятельность.

Для помощи студентам и подготовки необходимо

  • работать над лексикой по темам и collocations.
  • работать над аудированием: слушать и расставлять картинки в правильном порядке, далее просить студентов пересказать услышанное по картинкам.
  • работать над словами-связками и учить студентов выстраивать логическую цепочку с переходами от одного пункта плана к другому.
  • практиковать высказывание по теме в течение двух минут.
  • слушать одноклассников и оценивать их ответы по критериям (в классе должна быть дружелюбная атмосфера).
  • обязательно помнить вступительную и заключительную части.

На самом деле устная часть ОГЭ – вполне посильное задание даже для тех, кто не владеют уровнем B1, поэтому верьте в своих учеников и все получится и у вас, и у них!



Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    4270 19

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×