Современные методики обучения английскому языку

Современные методики обучения английскому языку

“Все уже давно придумано”, – скажут одни и будут в чем-то правы, колесо уже изобретено, но новые способы его применения появляются. Кубиками играли еще в средневековье, но вот учить по ним читать на иностранном языке начали недавно.

Карточки Домана – другой современный способ обучения чтению без разучивания букв. Он был создан Гленом Доманом для детей с особыми потребностями, но в дальнейшем получил популярность среди родителей как метод раннего развития детей. Обучения чтению целым словом теперь встречается во многих учебниках по английскому языку (например, Spotlight, Millie).

В этой статье рассмотрим принципы методик Н.Зайцева и Г.Домана, их преимущества и недостатки.

Кубики и таблицы Н. Зайцева

По авторской методике Н. Зайцева некоторые дети научились читать на русском. Они пропевали склады (части слова) по таблицам, составляли цепочки из кубиков, выкладывали слова и предложения. Чтение таким способом подходит не всем ученикам (кому-то удобнее читать, соединяя буквы), но для многих этот способ стал быстрой и легкой дорогой к чтению. Для обучения чтению на английском языке были разработаны три пособия: “Техника чтения на английском языке”, “Английские грамматические алгоритмы”, “Английские грамматические кубики”.

Принципы методики:

  1. здоровьесберегающая (подвижный способ обучения сохраняет учащимся осанку, а работа с таблицами укрепляет зрение),
  2. от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому (логику грамматических понятий дети воспринимают через игры с кубиками и по таблицам с яркими цветовыми обозначениями)
  3. экономичность (таблицы и кубики можно использовать многократно)
  4. практичность (дети не получают большое количество теории, освоение материала происходит через отработку примеров)

Преимущества:

  • развитие произношения (в результате повторения слов и предложений за диктором),
  • игровой характер заданий,
  • развитие навыка аудирования слов и простых предложений
  • наглядность, например, для обозначения частей речи (Красные блоки — это существительные, синие — для глаголы, черный цвет используется для отрицания, зеленые — для всего остального).
  • тактильное восприятие материала учениками (кубики различаются по объему, что облегчает поиск нужного слова),
  • возможность работы в паре или группе с введением элемента соревновательности.

Недостатки:

  • ограниченность применения (не развиваются коммуникативные навыки речи, в основе – грамматико-переводной подход, предполагающий акцент на форме, а не на использовании языка в различных жизненных ситуациях)
  • сложность методики для некоторых учителей и учеников (повторяемость приемов может вызвать скуку, только творческий подход учителя может мотивировать учеников)
  • отсутствие связи материала с реалиями англоговорящих стран (слова и грамматический материал даются без контекста – примеры употребления не связаны сюжетом).

В данном видео Н. Зайцев рассказывает о технике чтения по своей методике:

Карточки  Г. Домана

Принципы методики:

  1. способствует интенсивному умственному развитию,
  2. подходит для домашнего обучения (автор советует применять эту методику мамам со своими детьми),
  3. развивает память (благодаря повторению и постепенному расширению словарного запаса детей),
  4. развивает кругозор (Доман предлагает показывать карточки со словами, связанными с миром, окружающим маленького ученика),
  5. обучение в радость (усвоение новых знаний будет эффективным, если обучение проходит в комфортной игровой атмосфере).

Преимущества:

  • простота применения (карточки можно распечатать, а далее показывая карточку, нужно четко произносить соответствующее ей понятие. В среднем на демонстрацию изображения Доман отводит пару секунд, а для запоминания одного «информационного бита» достаточно 30 показов. Для начала рекомендуется заниматься 3 раза в день, используя серию из 10-15 карточек за урок.)
  • возможность обучения ребенка с младенческого возраста.

Недостатки:

  • отсутствие научно доказанной связи между ранним развитием и интеллектом человека во взрослом возрасте,
  • необходимость многократного повторения показа карточек (что может подойти не всем родителям и детям),
  • отсутствие доказательств преимущества этого метода перед традиционными (обучение чтению методом целого слова дает очень хорошие результаты, но только в комбинации с методом звуко-буквенных соответствий),
  • возможность ухудшения отношений (в случае, если родитель нарушает принцип “обучение с радостью” и “давит” на малыша).

В данном видео автор рассказывает об основах своей методики:

Обе методики находят своих последователей, которые считают их эффективными. Пробовали ли вы их использовать? Ждем ваши комментарии.

Ученики индивидуальны, к каждому нужен свой ключик.  Применяйте новое, и любые двери откроются!

 

Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    6250 13

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×