ЕГЭ говорение

ЕГЭ говорение

“Что такое 10-12 предложений? Если я скажу 13, мой ответ не засчитают?”, “Что считается вступлением и заключением в части 4?”, “Надо ли в Задании 2 говорить”Hello, I’d like to ask a few questions about…” или просто сразу задавать вопросы?” Эти и другие вопросы возникали и продолжают возникать у учителей, готовящих студентов к ЕГЭ по английскому языку. Сегодня мы постараемся подробно рассказать о каждой части и разрешить спорные вопросы.

Как и в случае с ОГЭ, нельзя начинать готовить ребенка к экзамену не ознакомившись с Кодификатором, Спецификацией (архив) и Аналитическими Материалами. Именно там содержатся все темы, критерии и частые ошибки учащихся.

Общие рекомендации

Само собой разумеется, что за год научить студентов сравнивать картинки и показывать при этом глубокое знание грамматических структур и лексических единиц изучаемого языка просто невозможно. Поэтому готовить к устной части экзамена необходимо заранее. Для этого выводим в речь грамматику и лексику, а также Functional languauge (отрабатываем в парах предложенный диалог, задаем студентам создать свой диалог, просим меняться партнерами, слушать друг друга и отмечать использованные партнером фразы из functional language и т.д.) Всегда просим студентов аргументировать свою точку зрения, просить привести примеры. Для этого подойдут следующие вопросы:

  • Why do you think so?
  • What do you mean?
  • Can you give an example?
  • What exactly did you do/do you do/do you like?
  • Do you have anything to add?
  • How often do you do that?

(еще несколько техник можно найти в статье про использование лексического подхода)

Говоря о самом экзамене и возможных в нем изменениях, всегда помните, что все изменения отражены в демоверсии экзамена. Она находится в том же архиве, где и Кодификатор и Спецификация.

Задание 1

Это задание представляет собой чтение текста вслух. Мы уже говорили о некоторых техниках обучения в этой статье о подготовке к устной части ОГЭ. Однако, несмотря на сходства в задании, в ЕГЭ есть нюансы. Оценивается задание в ЕГЭ в 1 балл. Для прочтения текста дается 1,5 минуты. Направленность текста естественно-научного характера, таким образом здесь встречаются термины. Это задание направлено на проверку активной лексики учащихся: если слово знакомо, то больше вероятности прочитать его правильно. Допускается до 5 ошибок, в том числе максимум две, искажающие смысл. Если учащийся на экзамене прочитал слово или предложение неправильно и исправился, то это не считается ошибкой. Засчитывается последний произнесенный вариант.

Следует обратить внимание на интонацию (в конце предложения она нисходящая, при перечислении восходящая и т.д.), произношение числительных (например, пары thirteen – thirty, годы – 1956, порядковые числительные – the twentieth), ударение в сложных словах (stone wall), непроизносимые буквы (knife), чтение слов не по правилам, глаголы и существительные  с одинаковой формой и разным ударением (to contrastcontrast).

В подготовке к данному заданию нецелесообразно читать текст по цепочке. Это не работает. Более продуктивно – просить студентов после аудирования или перед чтением вслух посмотреть на текст или скрипт и выбрать сложные слова, посмотреть на слова и проставить ударение, прослушать и прочитать, повторяя интонацию.

Задание 2

Задание 2 – это задание базового уровня, в котором нужно задать 5 вопросов. За это задание можно максимально получить 5 баллов. Задание считается довольно легким – здесь есть слова-опоры, но могут возникнуть проблемы с построением и формулировкой вопросов.

Чтобы справиться с заданием максимально успешно, рекомендуем обращать внимание на визуальную и вербальную опору. Помните, что в задании необходимо задать ПРЯМОЙ ВОПРОС, а это значит, что не нужно использовать вежливые формы.

Самые частые опоры содержат слова: location, accomodation, reservation, duration, restriction, permission, direction, condition, facilities, availability, age, purchase, fee, cost, price, discounts, refund, distance, opening hours, working hours. Все эти слова должны быть в активном запасе у ваших студентов. Подготовьте список вопросов (хотя бы два на каждую опору). Помните, что в первом вопросе нельзя использовать “it”, так как будет не ясно, о чем именно идет речь. Например, если первая опора о location (как в нашем примере о bicycles), вопрос будет звучать как Where is your bicycle rent located?

Обращаем внимание на построение вопросов: вспомогательные глаголы, вопросительные слова. При подготовке к этой части полезно придумывать опоры к вопросам, находить ошибки в вопросах, подбирать опоры к картинкам, оценивать вопросы друг друга.

Успокойте студентов тем, что неточности в произношении не влияют на балл.

Задание 3

Количество предложений в заданиях 3 и 4 указано в задании для приблизительной ориентации. Это не строгое количество предложений.

Задание считается достаточно легким (базового уровня (A2)), так как содержит в себе много подготовленной речи. Здесь можно снабдить учащегося большим количеством клише, структур и заученных фраз. Картинку лучше выбирать по своим интересам или выбирать ту, которую проще описать. Для этого предложите учащимся при выборе картинки задать себе ряд вопросов: о чем я больше знаю? какой лексики у меня больше? что именно на картинке происходит? почему вдруг я бы хотел ее кому-то показать? какая картинка создает для меня историю?

В этом задании часто возникают проблемы со средствами логической связи, заучиванием целых текстов, не относящихся к теме, отсутствием адресности – важно помнить, что, описывая картинку, экзаменуемый обращается к своему другу. Таким образом, мы понимаем, что можно добавить риторические вопросы типа “Do you like this photo? Can you see my brother/house/dog? Have you been there?” Также уделите внимание предлогам места.

Здесь полезны упражнения типа Memory Test (студенты смотрят на картинку 30 секунд, далее картинку убираем, и студенты по памяти описывают ее друг другу), Listen and draw, Listen and match the people and the actions (their clothes). После прослушивания или прочтения описания всегда полезно просить студентов создать свой текст.

Задание 4

Первое, на что обратим внимание здесь, так это на то, что в пункте 4 плана есть три возможные варианта “you’d prefer / you preferred as a child / you prefer”. В зависимости от этого студент будет давать разный ответ на вопрос. Также важно помнить про вступление: I want to compare and contrast (обращаем внимание на ударение) two photos showing people in their free time.

Что нужно знать учащимся для успешного выполнения задания? Конечно, необходим хороший словарный запас, произношение, использование модальных глаголов для высказывания предположений. Отрабатывайте фразы для выражения общего и различного в картинках: alike, as…as, have something in common, be similar to, the same as; differ from, however, whereas, on the other hand, unlike.

Если ученик стремится к высокому баллу за устную часть экзамена, сходства и различия не должны быть поверхностными типа “The first picture shows a man. However, in the second picture, there is a woman.” Можно указать на схожую/различную цветовую гамму, настроение фотографий, чувства людей на фото.

Практика описания фотографий в целом и сравнения их с ранних этапов изучения языка определенно поможет вашим студентам. Подбирайте описания к картинкам и картинки к описаниям, просите студентов находить отличия в парах и группах (Student A: In my picture, there is a red car. Student B: There isn’t a red car in my picture, there is a black one), сравнивайте фотографии ваших учеников (просите их найти в своем телефоне фотографии одной темы и сравнить с фотографией партнера). Обязательно устраивайте brainstorm по различным критериям в парах и группах, так студенты научатся техникам друг друга и на экзамене смогут смотреть на фотографии под разным углом. Не забывайте, что на экзамене фотографии всегда изображают действия. А еще не более двух грамматических ошибок и/или не более двух негрубых фонетических ошибок не влияют на балл.

Какое из заданий вызывает у ваших студентов наибольшее затруднение? Как вы учите студентов справляться с ними?



Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1.8K4 53

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×