Эссе в ЕГЭ

Страшнее задания наши студенты не встречали. Да что там студенты, у преподавателей кровь стынет в жилах при одной мысли о том, что надо писать не просто что-то, а само ЭССЕ! Сегодня мы постараемся разубедить вас, коллеги, в том, что эссе — это страшно и невыполнимо.

Эссе в ЕГЭНачнем с того, что именно с этого года в эссе есть выбор темы. Многие (а может и все) преподаватели английского языка помнят ЕГЭ прошлого года, а тема “Digital literacy is the key to success in any occupation” теперь стала притчей во языцех. Напомним, что на экзамене 2018 года тема эссе запутала даже некоторых отличников — слово literacy считается уровнем C1, тогда как экзамен должен соответствовать уровню B2. По этой причине (а может и благодаря ей) теперь у выпускников есть возможность выбрать одну из двух тем, предложенных в задании.

Что же именно должно содержаться в эссе? Объем должен быть в пределах от 200 до 250 слов (±10%). Если слов меньше 180, задание проверке не подлежит и оценивается в ноль баллов. А если больеше 275 слов, проверке подлежат только 250 слов, а значит заключительная часть точно потеряется вместе с баллами.

Эссе бывают разных жанров: for and against essay, opinion essay и problems and solutions essay. В ЕГЭ нам необходимо написать opinion essay, то есть эссе, выражающее мнение автора. Зная это и имея перед глазами план, мы понимаем структуру, которой необходимо придерживаться: в эссе должно быть пять пунктов (нумеровать ничего не надо). Однако, абзацев может быть шесть и (маловероятно) больше, если один из аргументов с примером делает абзац слишком длинным.

Структура. Студент всегда видит структуру в самом задании. Каждый пункт плана на выходе представляет собой отдельный абзац (возможно два, как мы сказали выше).

  1. Введение. Тема обязательно должна быть перефразирована с помощью синонимов, антонимов, толкования или изменения грамматической структуры предложения. Не достаточно заменить одно лишь слово, должна быть перефразирована и сама структура. Здесь так же важно показать, что у вопроса есть две стороны, две противоборствующие точки зрения. Вот некоторые фразы, которые могут в этом помочь:
  • People have been……. for a long time.
  • Today we still …..
  • Nowadays there is a discussion…
  • The problem of ….. is widely discussed…..
  • Most people generally agree that …
  • However, there is an opposing opinion that…
  • However, there are plenty of people who believe that it is not necessary / doubt the
  • However, there are a lot of people who think (believe, claim) controversially
  • The problem of…. has always aroused sharp disputes /debates/discussions/ controversy
  • There is a widespread stereotype that…

Вы можете выбрать фразы, которые по душе вам и вашим студентам. Пусть они имеют в запасе 2-3, которые смогут использовать на экзамене без потери времени.

2. Мнение автора. Здесь должна быть четко сформулирована точка зрения автора. Она должна быть подкреплена двумя — тремя аргументами и примерами. Личные примеры не являются основательными аргументами, здесь необходимо ссылаться на “более достоверные” источники как газеты, журналы, писателей, ученых. Приведенные ниже фразы могут пригодиться при выражении своего мнения:

  • In my opinion, …
  • As far as my opinion is concerned, …
  • From my point of view, …
  • I strongly believe that …
  • I personally believe …
  • I am convinced that/I am inclined to believe that/It is my belief that …
  • One justification I can give is that …. Another point is that…. Moreover, … Finally, …
  • Firstly, … Secondly, …
  • What is more, …

3. Противоположная точка зрения, о которой писали во введении. Именно для нее мы продумываем один-два (лучше два) аргумента и примера.

  • On the other hand, some people claim…
  • However, some people think…
  • In contrast, some….
  • However, other people think/suppose/believe/claim/consider the other way round…
  • Nevertheless, there are those who claim that…
  • The opponents of this view say…

4. Почему ты не согласен с ними? Контраргументы для пункта 3. Успешно справиться с этим пунктом помогут синонимы и перифраз. Не стоит повторять те же самые слова, что приводились в предыдущем пункте.

  • I strongly disagree with this view because…..
  • I cannot agree with this opinion…
  • I cannot support this point of view…
  • I cannot agree with my opponent’s point of view …

5. Заключение. Еще раз можно указать на двусторонний характер вопроса, повторить свою точку зрения, но другими словами. Объем заключения должен быть не меньше введения.

  • To sum up, ….
  • In conclusion,…
  • In summing up, it can be said that…
  • All things considered, …
  • Taking everything into account/consideration, I would like to emphasize/accentuate once again that…

На что обращать внимание?

  • В первую очередь на оформление: абзацы, раборчивость почерка, проставленные точки (да-да, и такое бывает, а это потеря балла).
  • Обязательно обращаем внимание на наличие поддерживающих аргументов, иначе один из аспектов будет раскрыт не полностью (потеря балла).
  • Обязательно использовать синонимы, не повторять одни и те же слова (потеря балла).
  • Из пяти критериев самый проблемный — грамматика. Для получения максимального балла 3 грам­матика должна соответст­вовать уровню сложности за­дания (допускаются 1-2 не повторяющиеся грамматические ошибки). Все грамматические темы указаны в Кодификаторе на страницах 4-5 (пункты 5.1 и 5.2).
  • Тема может быть сложной для студентов из-за недостатка жизненного опыта в данном вопросе.
  • Не заучивать фразы и абзацы целиком. Если 30% текста состоит из заученных предложений, то критерий “Решение коммуникативной задачи” может получить ноль баллов. Эксперты проверяют такие предложения и “топики” особенно тщательно.
  • Строго придерживаться формата opinion essay, не перейти в написание “for and against”

Как проверять? При проверке можно использовать correction codes (G — грамматика, SP — орфография, WO — порядок слов, P — пунктуация, V — неверное слово, PR — предлог, T — неверное время, ↓- при пропущенном слове), приемы цветного кодирования. Проверку следует осуществлять по критериям оценивания, указанным в демоверсии, а в файле “Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года” есть дополнительная шкала для оценивания экспертами, которая позволяет наглядно увидеть все критерии и проставить + или — за каждый из них (может использоваться для peer correction).

Источник: fipi.ru

Эссе в ЕГЭ
Ошибки в содержании:

  1. риторические вопросы
  2. разговорные выражения и конструкции
  3. сниженная лексика
  4. стяженные (краткие) формы глаголов
  5. неверно указана дата какого-либо исторического события
  6. неверно указано имя автора какого-либо литературного произведения
  7. нарушение логики (ошибка в критерии “Организация текста”)

Лексические ошибки:

  1. ошибки в неправильном употреблении слова в контексте;
  2. ошибки в сочетаемости;
  3. пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения;
  4. ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular);
  5. послелоги во фразовых глаголах;
  6. ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think – thing, lose – loose);
  7. крайне ограниченный запас слов или наличие пяти и более лексических ошибок — 0 баллов по критерию «Лексика»

Грамматические ошибки:

  1. ошибки в употреблении форм глаголов, форм множественного числа и притяжательного падежа существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д. (все грамматические темы прописаны в Кодификаторе);
  2. ошибки в порядке слов в предложении;
  3. пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения;
  4. ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например, от прилагательного active вместо существительного activity образуют наречие actively.

Орфографические ошибки: все ошибки в написании слова, не меняющие его значения

Пунктуационные ошибки:

  1. отсутствие заглавной буквы в начале предложения
  2. отсутствие точки в конце предложения
  3. отсутствие запятой при однородных членах и вводных словах
  4. наличие лишней запятой

При проверке не следует учитывать повторяющиеся ошибки, т.е. ошибки на одно и то же правило любого типа в грамматике, лексике, орфографии, пунктуации.

К сожалению, нет волшебной таблетки, которая помогла бы студентам научиться писать эссе за один урок. О том, как учить письму в целом вы можете прочитать здесь. Если вы работаете с классами и группами, советуем вам больше заданий давать на обсуждение в парах и мини-группах — это поможет студентам запастись идеями для будущих эссе.

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×