02.04.2019
2868
0

Особенности обучения взрослых

С каждым годом все больше и больше студентов 18-20+ (а чаще и старше), желающих работать в престижных компаниях, учувствовать в международных выставках, конференциях, путешествовать и учиться в иностранных вузах, открывать бизнес и сотрудничать с иностранными фирмами. Естественно, основной язык общения – английский. И, как показывает практика, его учащиеся хотят выучить быстро, эффективно и на вчера. Так что вопрос обучения взрослых английскому является очень актуальным.

Известно, что первый, родной, язык учат бессознательно, не проверяя «почему» и «зачем» та или иная форма слова используется. Дети впитывают язык естественным путем. Существует много подходов, как аналогично преподавать английский взрослым «как детям». Но, к сожалению, также доказано, что это не возможно полностью. Так или иначе у взрослого человека остается в мозгу схема L1, на которую он всегда будет накладывать схему второго, третьего языка, постоянно сравнивая их и проводя аналогии, переводя структуры и отдельные слова на родной язык. Это то, что, собственно, практикует самый современный подход – нейролингвокоучинг®. При обучении взрослых (андрагогике), следует учитывать следующее:

1. У взрослых уже есть ОПЫТ (минимум 10 лет за партой), но очень часто мотивация к обучению намного ниже, чем у детей, поэтому задача преподавателя – найти подход и мотивировать студента с помощью правильно поставленных целей.

2. Личность преподавателя для взрослого ученика – не всегда авторитет, его нужно заработать.

3. У взрослых студентов благодаря уже полученному опыту и большому количеству знаний может проявляться скепсис ко всему, что происходит на занятии: от личности преподавателя, подобранных заданий, их целесообразности… Преподавателю нужно быть психологически готовым к нестандартным вопросам и неординарным стилям поведения и реакций.

4. Взрослые учатся исходя из вопроса «зачем», а не «почему», соответственно они не будут рады изучать, что им не пригодится завтра в жизни, взрослый мозг – достаточно прагматичный и практичный.

5. Скорость восприятия и выдачи информации ниже, чему у детей и подростков, хотя исследования показывают, что при часто практике и тренировке памяти и различных навыков обучения, результаты у взрослых могут не уступать младшим ученикам.

6. Взрослые ожидают «школьный подход» подсознательно (ведь они провели минимум 10 лет за школьной партой), но современный взрослый нуждается в отличном подходе: он всегда будет искать практическую значимость – переходить к теории – проверяя через упражнения – устанавливая для себя практическую сторону заданий.

7. Повторимся, что взрослый студент, изучающий английский язык, всегда будет опираться на свой предыдущий опыт (рекомендуем опираться на цикл Д. Колба). Опыт учеников стоит учитывать в подготовке к занятиям, планировании, поиске мотивационных схем и похвалы. То есть на занятии это может выглядеть приблизительно так:

— начинаем с точки, где в центр стоит личный опыт студента (это может быть обсуждение интересов, результатов или планов в работе) – find someone who…, tell me in 30 seconds etc.;

— обсуждаем, сравниваем разные ситуации студентов, подводим итоги — подойдет любой вид фидбека;

— анализируем, как все выше сказанное можно выразить на английском, какие новые слова, грамматические структуры могут быть полезные – этап теории, изучения грамматики или лексической темы, которую тоже можно подать в любой приемлемой для преподавателя и группе форме;

— этап практики на новом уровне (то есть получаем и закрепляем новый опыт) — все виды практики до стадии продакшн.

Взрослый обучающийся приходит на уроки английского языка, чтоб перевести полученные знания через умения в навыки! И именно в этом должен помочь преподаватель, правильно и своевременно мотивируя, хваля, подбирая подходящие материалы, создавая оптимальную и эффективную атмосферу для практики своих студентов, что позже позволит им самостоятельно переводить полученные на уроках знания в нужные навыки.

С какими особенностями или трудностями в работе со взрослыми сталкивались? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×