Как я перестала сердиться на моих учеников?

Как я перестала сердиться на моих учеников?

Учитель переживает огромное количество разных эмоций. Эмоции от страха до восторга могут накрыть учителя за один урок. Ни одна другая профессия не может похвастаться таким накалом. Сегодня хочу рассказать о том, как я справилась с негативными эмоциональными моментами нашей профессии.

Раздражение на ученика возникает в ситуациях, когда мы, учителя, неверно оценили возможности (свои или учеников) или устали от напрасных усилий и долго накапливали недовольство.

Ситуация 1

Как часто бывает, что мы обещаем быстрый и качественный результат за короткий срок? Наверное, у опытных преподавателей – реже, а вот новички, думаю, делают это часто.Пообещав космические высоты английского языка, на практике мы видим, что процесс идет не так уж быстро. Мы понимаем, что переоценили свои силы и ситуацию в целом. И начинаем форсировать ученика. Его медленная манера говорить, писать, учить слова нас раздражают. Иногда мы срываемся на нелестные замечания и просто кипим от негодования из-за ошибок. После урока мучаемся угрызениями совести и чувством страха за провал цели.

Решение:

Когда я оказалась в такой ситуации, мне пришлось наступить на свою преподавательскую гордыню и честно сказать родителям и ученику, что я переоценила свои возможности. Также пояснила, что рассчитывать на высокий результат в указанные сроки не приходится. Я постаралась корректно объяснить причины и была готова услышать, что они будут менять учителя.

К счастью, мы продолжили заниматься, я перестала давить на ученика, стала чувствовать себя увереннее и спокойнее на наших уроках. В итоге, ученик тоже начал работать успешнее и сдал экзамены на хороший балл.

Ситуация 2

Вторая ситуация тоже связана с ожиданиями, только не по результату, а по процессу.

К примеру, появляется новый ученик, умный, ответственный, любит занятия с вами. И мы уже, как маленькие мушки, потираем лапки, предвкушая активную и плодотворную работу. В нашей учительской голове уже созрел и визуализировался план, что мы будем проходить и как интересно подать материал. Однако, родители хотят, чтобы ребенок выполнял домашнее задание под вашим контролем.

Тут начинается самое интересное – материал учебника часто оказывается слишком сложным для ученика, так как он отстал или школьный учитель придерживается своей системы обучения, очень далекой от вашей (например, все инструкции говорит на русском и уроки полностью посвящает переводу текстов). Домашнее задание занимает весь урок, занятия вызывают раздражение у вас и скуку у ученика. Времени на ваши материалы или мало или совсем не остается.

Решение:

Прежде всего я поговорила с мамой и убедила, что выполнение домашнего задания в школе не восстановит пробелы в знаниях ребенка. Зато после “восстановительного” курса он сможет делать домашнюю работу полностью самостоятельно. Конечно, я готова помогать выполнить домашнюю работу, например, объяснить задание или потренировать новую лексику/грамматику из школы в дополнительных упражнениях.

Ситуация 3

Очень сердит нежелание ученика учить английский в целом. На сегодняшний день у меня несколько таких детей, причем они совершенно разные по возрасту. Эти ученики обычно начинают заниматься, потому что оценки в школе низкие. Родители находят учителя английского языка, чтобы “подтянуть” ребенка. Английский, по личному убеждению учеников, им вообще не нужен. Кажется, нужно привести им примеры, что без иностранного языка в современной жизни никак не обойтись. Это не работает! Такой ученик намеренно затягивает выполнение заданий, отвлекается на птичек в окне и на свой телефон.

Решение:

Если в учителе это все вызывает раздражение, иногда лучше совсем отказаться от ученика или взять тайм-аут. Во время тайм-аута стоит подумать, что можно сделать, чтобы так не переживать.

Сейчас, когда через меня “прошли” около десятка таких учеников, я уже знаю что делать. Я говорю себе, что это скорее возрастное упорство, принципиальное отстаивание своей точки зрения. Если ты приведешь 100500 фактов, почему нужен английский, то ученик все равно не согласится. Поэтому я принимаю его сторону, но с оговоркой, что учить просто надо.

Обучение английскому, как пилюля, которую надо принять. Через пару занятий ученики смиряются с этой “печальной”необходимостью. Особенно, когда открывают для себя, КАК можно учить английский: в сказках, комиксах, с видео, с использованием realia, по английским песням. Для учителя очень важно сохранять баланс урока, не давать материала больше или меньше. Медленными небольшими шагами идти к увеличению сложности. После первых успехов появится мотивация и заинтересованность.

За 19 лет преподавательской деятельности у меня были абсолютно разные ученики. Некоторые из них меня сердили, но я научилась справляться с этой негативной, пагубной эмоцией и сейчас с уверенностью могу сказать, что обожаю всех своих учеников. Самых вредных и непослушных, наверное, даже больше, чем тех, с кем было комфортно работать. Ведь именно эти «трудные ученики» дали мне возможность развиваться, находить решение сложных задач и глубже изучать методику преподавания английского языка.


Алена Скорикова

Leave a Reply

Your email address will not be published.