Развиваем критическое мышление на уроках английского языка

Развиваем критическое мышление на уроках английского языка

Образование России переходит на ФГОС, основной задачей которых является формирование УУД – универсальных  (метапредметных) учебных действий. ТРКМ (технология развития критического мышления) прекрасно вписывается в рамки ФГОС. Критическое мышление Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Оно помогает выйти за рамки предубеждений и создать новые идеи. Ребенок с развитым критическим мышлением умеет и стремится учиться самостоятельно, может работать с большим потоком новой информации, имеет свою точку зрения, прекрасно обосновывает её, а также успешно взаимодействует в группе.

Особенности технологии развития критического мышления

Данная технология объединяет уже известные учителям принципы личностно-ориентированного и деятельностного обучения, обучения на основе сотрудничества,  творческой и проектной работы.

  • работа происходит с учетом индивидуальных особенностей учеников,
  • роль учителя в основном координирующая, партнерские отношения,
  • коммуникативно-деятельностное обучение на основе диалога и совместного поиска решения проблем,
  • цель обучения не в получении определенного объема знаний, а в умении применить изученное в жизни,
  • новые знания появляются как результат активного поиска, предположений, анализа, выводов ученика.

Этапы применения технологии

  1. Стадия «вызова» (evocation stage).

Детям скучно слышать цели и задачи урока от учителя. Они почти всегда в пассивной роли объекта обучения. Применяя критическое мышление на уроке английского языка, учитель анализирует с детьми уже пройденный материал и дает возможность сформулировать личностно значимые цели. Таким образом, мотивация учеников на уроке возрастает, так как они видят интерес к их опыту.

Важно, чтобы дети имели возможность свободно выражать свою точку зрения, не боясь ошибиться. Рекомендуется сочетать индивидуальную и групповую работу, потому что самостоятельно ученик сможет лучше обдумать свои знания, а в группе – воспринять новые идеи. Учитель фиксирует результаты обсуждения в графической форме – в виде схемы, графика, рисунка и т.д.

В итоге дети вспоминают пройденное и ставят перед собой вопрос: Что еще нужно изучить и почему?

  1. Стадия «осмысления содержания» (realization of meaning)

На этом этапе учитель предоставляет ученикам информацию для осмысления. Организация работы может быть различной, например, рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение,просмотр видеоматериала.

Ученики стараются получить материал для анализа поставленных вопросов, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание и почему. Учителя дают возможность самостоятельно поработать, но снабжают учеников необходимыми приемами для вдумчивого анализа.

  1. Стадия «рефлексии» (reflection)

В конце работы учитель и ученики сопоставляют новый материал с тем, что знали по данной теме раньше. Дети делают выводы по теме урока, систематизируют и оценивают новые знания. Во время дискуссии с одноклассниками они могут как подтвердить свои предположения, так и принять идеи других детей.  Хорошо, если они поставят новые вопросы и обнаружат пробелы в своих знаниях, подготовив почву для следующей темы.

Для каждой из стадий урока применяются свои различные методические приемы. Вот некоторые из них:

“BLOB’s Tree”

Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу на начало урока, разместить себя на «Blob’s tree» и объяснить свой выбор. Это позволит наметить цели обучения по изучению нового материала. При совместном обсуждении дети приходят к единому мнению, что необходимо повторить.

Кластеры

Кластер – это способ графической организации материала, отражающий нелинейную форму мышления.

Порядок действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или предложение по теме урока.
  2. Вокруг него в выделенных блоках собираются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, которые возникают по ассоциации с темой у учеников.
  3. Блоки соединяются в “кластеры”, объединенные логическими связями.

В итоге получается структура, которая графически отображает информационное поле данной темы. На ее основе ребята составляют устное высказывание или пишут эссе.

Синквейн

Интересный творческий прием, позволяющий ученикам выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т.п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях.

Оно позволяет выразить мысли в нескольких значимых словах и емких выражениях. Сиквейн придумывают индивидуально или в парах, очень редко – в группах. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии или как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Правила написания синквейна:

– первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

– вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

– третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

– четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме;

– пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Пример синквейна:

School

Big, new

Learn, read, and write

Here I meet my friends.

Fun.

Он может стать основой для сочинения или, напротив, быть результатом анализа текста.

Инсерт (технология эффективного чтения)

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive

N — noting

S — system  for

E — effective

R — reading

T — thinking

В процессе его применения учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

” V “ – я это знаю;

” + ” – это новая информация для меня;

” – ” – это меня удивило;

” ? ” – это мне непонятно.

Учащиеся делают пометки на полях, а после этого заполняют таблицу, в которую тезисно вносят сведения из текста. Дети иногда не любят писать или говорить на уроке, во время устного обсуждения могут избегать активного участия. Графическая работа позволит вовлечь всех и сделать задание более занимательным. Порекомендуйте ребятам делать такие пометки и в дальнейшем во время прочтения новых книг.

Любой урок можно переосмыслить в рамках ТРКМ, ввести отдельные вопросы или полностью изменить структуру работы с материалом. Данная технология эффективно развивает критическое мышление учащихся, столь важное для формирования современной личности – активной и творческой, имеющей свою точку зрения, уважающей мнение других людей и готовой к постоянному развитию.

Применяете ли вы технологию развития критического мышления на уроках? Ждем ваших комментариев!

 

Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1650 7

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×