Работа над грамматикой в ОГЭ и ЕГЭ

Работа над грамматикой в ОГЭ и ЕГЭ

Знаете ли вы хоть одного учителя, который не любит работать со своими студентами над лексикой и тем более грамматикой? Удивительно, но я таких не встречала. А вот студентов ненавидящих грамматику и новые слова встречаю постоянно. Они любят закатывать глаза и тяжело вздыхать. Однако, многие из них послушно открывают толстые сборники и проделывают километры упражнений. К сожалению, итог часто бывает не таким успешным, как хотелось бы. Часто студенты делают ошибки в самых простых предложениях на экзамене, не говоря уже о пассивном залоге или косвенной речи. Давайте разбираться, почему так происходит и как этого избежать.

Начнем с того, что все грамматические и лексические темы, как раньше мы указывали, находятся в соответствующем кодификаторе (ОГЭ, ЕГЭ). Это значит, что на экзамене в разделе лексика и грамматика не могут встретиться темы, не указанные в данном источнике. Следует учитывать, что эти темы проверяются не только в разделе “Лексика и грамматика”, но и в аудировании, чтении, письме и устной части – ведь без знания определенной лексики и грамматики невозможно понять о каком времени идет речь в тексте, невозможно найти синоним и выбрать правильный ответ в залание аудирование или написать вразумительное эссе или личное письмо.

Говоря конкретно о части “Лексика и грамматика”, стоит отметить частые ошибки учащихся в заданиях 18-26 (ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ):

  • выбор неправильной видо-временной формы
  • выбор неправильного залога
  • выбор неправильной формы прилагательного или местоимения
  • выбор неправильного числа существительного
  • ошибки в правописании

Практически все эти ошибки основаны на несоблюдении самого важного правила выполнения экзаменационного задания – студенты не обращают внимания на контекст. Чтобы избегать данных ошибок, необходимо научить студентов сначала читать текст и анализировать пропуски. Здесь можно воспользоваться вопросами для самоконтроля:

  • Если встретился глагол: в каком времени идет повествование (настоящее, прошедшее, будущее)? какой аспект (совершенность, длительность или факт) необходимо указать? как происходит действие: активно или пассивно? есть ли слова-помощники?
  • Напомните студентам, что наречия частотности показывают на необходимость времени Presents Simple (не забыть, что с he/she/it к глаголу добавляется -s), now/at the moment – Present Continuous, yesterday – Past Simple и так далее. Неправильные глаголы (не забывайте про менее частотные глаголы, например ‘shake’ и ‘dig’) и изменения при добавлении -ed должны быть доведены до автоматизма.
  • If показывает на условные предложения первого или второго типа.
  • I hope/I promise – на то, что далее следует will.
  • Wish требует после себя формы прошедшего времени.
  • by показывает необходимость использовать пассивный залог.
  • В ЕГЭ встречаются и причастия. Особенно если глагол стоит в начале предложения, возможно, что требуется форма V+ing.
  • Также в ЕГЭ встречаются конструкции It is thought/believed/considered, которые выражают пассивный залог. Иногда студенты теряются при виде таких конструкций.
  • При встрече с прилагательным приучите учащихся к вопросам “нужно прилагательное в сравнительной или превосходной степени?” Если студенты видят than, то им нужна сравнительная степень, если есть артикль the – превосходная. На автомате должны вылетать формы-исключения из правил good/bad/far, many/much – more – the most, little – less – the least, а также наречия с их степенями сравнения.
  • В существительных проверяется образование множественного числа – добавление -s с изменением написания, непрравильные формы (man – men, child – children).
  • Местоимения могут выражать принадлежность – possessive adjectives (my, his, its) и possessive pronouns (mine, hers, ours), а также выражать объект (me, him) или возвратность (myself, yourselves).
  • Напомните студентам правописание числительных и их неправильные формы, изменения в корне некоторых из них (fifth, twentieth).

Важно научить студентов читать текст для ознакомления, не пытаясь сразу вставлять слова в пропуски. Для тренировки я обычно даю текст, в котором отсутствуют слова для заполнения, и прошу студентов подумать какой части речи не хватает, что должно быть в пропуске. Можно организовать учащихся в пары или группы для обсуждения. Далее следует дать копию со словами. Так же в парах или индивидуально студенты вставляют слова. После завершения задания попросите студентов еще раз перечитать получившийся текст и проверить, все ли стало на места логично? Во время проверки после каждого ответа учащегося я обычно спрашиваю Why? Мне важно научить моих студентов анализировать, а не догадываться.

Важно при введении и отработке любой грамматической конструкции выводить ее в речь, а не останавливаться на подстановочных упражнениях. Не забывайте про этапы – controlled – semi-controlled – freer practice. Просите студентов составлять свои предложения, искать ошибки в текстах и объяснять их. Не забывайте время от времени возвращаться к прошлым темам и повторять их. Здесь можно найти материал по играм для повторения.

Желаем удачи вам и вашим студентам в сдаче экзамена! Совсем скоро мы расскажем, как лучше подготовиться к лексической части раздела! Stay tuned!



Евгения Тащилина

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.