Знаете ли вы хоть одного учителя, который не любит работать со своими студентами над лексикой и тем более грамматикой? Удивительно, но я таких не встречала. А вот студентов ненавидящих грамматику и новые слова встречаю постоянно. Они любят закатывать глаза и тяжело вздыхать. Однако многие из них послушно открывают толстые сборники и проделывают километры упражнений. К сожалению, итог часто бывает не таким успешным, как хотелось бы. Часто студенты делают ошибки в самых простых предложениях на экзамене, не говоря уже о пассивном залоге или косвенной речи. Давайте разбираться, почему так происходит и как этого избежать.
Skyeng ищет преподавателей английского. Подробности по ссылке: Skyeng
Начнем с того, что все грамматические и лексические темы, как раньше мы указывали, находятся в соответствующем кодификаторе (ОГЭ, ЕГЭ). Это значит, что на экзамене в разделе лексика и грамматика не могут встретиться темы, не указанные в данном источнике. Следует учитывать, что эти темы проверяются не только в разделе «Лексика и грамматика», но и в аудировании, чтении, письме и устной части — ведь без знания определенной лексики и грамматики невозможно понять о каком времени идет речь в тексте, невозможно найти синоним и выбрать правильный ответ в задание аудирование или написать вразумительное эссе или личное письмо.
Говоря конкретно о части «Лексика и грамматика», стоит отметить частые ошибки учащихся в заданиях 18-26 (ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ):
- выбор неправильной видовременной формы,
- выбор неправильного залога,
- выбор неправильной формы прилагательного или местоимения,
- выбор неправильного числа существительного,
- ошибки в правописании.
Практически все эти ошибки основаны на несоблюдении самого важного правила выполнения экзаменационного задания — студенты не обращают внимания на контекст. Чтобы избегать данных ошибок, необходимо научить студентов сначала читать текст и анализировать пропуски. Здесь можно воспользоваться вопросами для самоконтроля:
- Если встретился глагол: в каком времени идет повествование (настоящее, прошедшее, будущее)? какой аспект (совершенность, длительность или факт) необходимо указать? как происходит действие: активно или пассивно? есть ли слова-помощники?
- Напомните студентам, что наречия частотности показывают на необходимость времени Presents Simple (не забыть, что с he/she/it к глаголу добавляется -s), now/at the moment — Present Continuous, yesterday — Past Simple и так далее. Неправильные глаголы (не забывайте про менее частотные глаголы, например ‘shake’ и ‘dig’) и изменения при добавлении -ed должны быть доведены до автоматизма.
- If показывает на условные предложения первого или второго типа.
- I hope/I promise — на то, что далее следует will.
- Wish требует после себя формы прошедшего времени.
- by показывает необходимость использовать пассивный залог.
- В ЕГЭ встречаются и причастия. Особенно если глагол стоит в начале предложения, возможно, что требуется форма V+ing.
- Также в ЕГЭ встречаются конструкции It is thought/believed/considered, которые выражают пассивный залог. Иногда студенты теряются при виде таких конструкций.
- При встрече с прилагательным приучите учащихся к вопросам «нужно прилагательное в сравнительной или превосходной степени?» Если студенты видят than, то им нужна сравнительная степень, если есть артикль the — превосходная. На автомате должны вылетать формы-исключения из правил good/bad/far, many/much — more — the most, little — less — the least, а также наречия с их степенями сравнения.
- В существительных проверяется образование множественного числа — добавление -s с изменением написания, неправильные формы (man — men, child — children).
- Местоимения могут выражать принадлежность — possessive adjectives (my, his, its) и possessive pronouns (mine, hers, ours), а также выражать объект (me, him) или возвратность (myself, yourselves).
- Напомните студентам правописание числительных и их неправильные формы, изменения в корне некоторых из них (fifth, twentieth).
Важно научить студентов читать текст для ознакомления, не пытаясь сразу вставлять слова в пропуски. Для тренировки я обычно даю текст, в котором отсутствуют слова для заполнения, и прошу студентов подумать какой части речи не хватает, что должно быть в пропуске. Можно организовать учащихся в пары или группы для обсуждения. Далее следует дать копию со словами. Так же в парах или индивидуально студенты вставляют слова. После завершения задания попросите студентов еще раз перечитать получившийся текст и проверить, все ли стало на места логично? Во время проверки после каждого ответа учащегося я обычно спрашиваю Why? Мне важно научить моих студентов анализировать, а не догадываться.
Важно при введении и отработке любой грамматической конструкции выводить ее в речь, а не останавливаться на подстановочных упражнениях. Не забывайте про этапы — controlled — semi-controlled — freer practice. Просите студентов составлять свои предложения, искать ошибки в текстах и объяснять их. Не забывайте время от времени возвращаться к прошлым темам и повторять их. Здесь можно найти материал по играм для повторения.
Очень полезные советы. Спасибо огромное.
Thank you for giving useful recommendations!
Thanks a lot.
Спасибо за полезные советы!
Всегда пожалуйста! Хорошего дня и удачи на экзаменах!