16.04.2019
2212
5

Работа над грамматикой в ОГЭ и ЕГЭ

Знаете ли вы хоть одного учителя, который не любит работать со своими студентами над лексикой и тем более грамматикой? Удивительно, но я таких не встречала. А вот студентов ненавидящих грамматику и новые слова встречаю постоянно. Они любят закатывать глаза и тяжело вздыхать. Однако многие из них послушно открывают толстые сборники и проделывают километры упражнений. К сожалению, итог часто бывает не таким успешным, как хотелось бы. Часто студенты делают ошибки в самых простых предложениях на экзамене, не говоря уже о пассивном залоге или косвенной речи. Давайте разбираться, почему так происходит и как этого избежать.

Skyeng ищет преподавателей английского. Подробности по ссылке: Skyeng

Начнем с того, что все грамматические и лексические темы, как раньше мы указывали, находятся в соответствующем кодификаторе (ОГЭ, ЕГЭ). Это значит, что на экзамене в разделе лексика и грамматика не могут встретиться темы, не указанные в данном источнике. Следует учитывать, что эти темы проверяются не только в разделе «Лексика и грамматика», но и в аудировании, чтении, письме и устной части — ведь без знания определенной лексики и грамматики невозможно понять о каком времени идет речь в тексте, невозможно найти синоним и выбрать правильный ответ в задание аудирование или написать вразумительное эссе или личное письмо.

Говоря конкретно о части «Лексика и грамматика», стоит отметить частые ошибки учащихся в заданиях 18-26 (ОГЭ) и 19-25 (ЕГЭ):

  • выбор неправильной видовременной формы,
  • выбор неправильного залога,
  • выбор неправильной формы прилагательного или местоимения,
  • выбор неправильного числа существительного,
  • ошибки в правописании.

Практически все эти ошибки основаны на несоблюдении самого важного правила выполнения экзаменационного задания — студенты не обращают внимания на контекст. Чтобы избегать данных ошибок, необходимо научить студентов сначала читать текст и анализировать пропуски. Здесь можно воспользоваться вопросами для самоконтроля:

  • Если встретился глагол: в каком времени идет повествование (настоящее, прошедшее, будущее)? какой аспект (совершенность, длительность или факт) необходимо указать? как происходит действие: активно или пассивно? есть ли слова-помощники?
  • Напомните студентам, что наречия частотности показывают на необходимость времени Presents Simple (не забыть, что с he/she/it к глаголу добавляется -s), now/at the moment — Present Continuous, yesterday — Past Simple и так далее. Неправильные глаголы (не забывайте про менее частотные глаголы, например ‘shake’ и ‘dig’) и изменения при добавлении -ed должны быть доведены до автоматизма.
  • If показывает на условные предложения первого или второго типа.
  • I hope/I promise — на то, что далее следует will.
  • Wish требует после себя формы прошедшего времени.
  • by показывает необходимость использовать пассивный залог.
  • В ЕГЭ встречаются и причастия. Особенно если глагол стоит в начале предложения, возможно, что требуется форма V+ing.
  • Также в ЕГЭ встречаются конструкции It is thought/believed/considered, которые выражают пассивный залог. Иногда студенты теряются при виде таких конструкций.
  • При встрече с прилагательным приучите учащихся к вопросам «нужно прилагательное в сравнительной или превосходной степени?» Если студенты видят than, то им нужна сравнительная степень, если есть артикль the — превосходная. На автомате должны вылетать формы-исключения из правил good/bad/far, many/much — more — the most, little — less — the least, а также наречия с их степенями сравнения.
  • В существительных проверяется образование множественного числа — добавление -s с изменением написания, неправильные формы (man — men, child — children).
  • Местоимения могут выражать принадлежность — possessive adjectives (my, his, its) и possessive pronouns (mine, hers, ours), а также выражать объект (me, him) или возвратность (myself, yourselves).
  • Напомните студентам правописание числительных и их неправильные формы, изменения в корне некоторых из них (fifth, twentieth).

Важно научить студентов читать текст для ознакомления, не пытаясь сразу вставлять слова в пропуски. Для тренировки я обычно даю текст, в котором отсутствуют слова для заполнения, и прошу студентов подумать какой части речи не хватает, что должно быть в пропуске. Можно организовать учащихся в пары или группы для обсуждения. Далее следует дать копию со словами. Так же в парах или индивидуально студенты вставляют слова. После завершения задания попросите студентов еще раз перечитать получившийся текст и проверить, все ли стало на места логично? Во время проверки после каждого ответа учащегося я обычно спрашиваю Why? Мне важно научить моих студентов анализировать, а не догадываться.

Важно при введении и отработке любой грамматической конструкции выводить ее в речь, а не останавливаться на подстановочных упражнениях. Не забывайте про этапы — controlled — semi-controlled — freer practice. Просите студентов составлять свои предложения, искать ошибки в текстах и объяснять их. Не забывайте время от времени возвращаться к прошлым темам и повторять их. Здесь можно найти материал по играм для повторения.

Комментарии (5)
  • Фото аватара
    Nadezhda

    Очень полезные советы. Спасибо огромное.

    18.04.2019
  • Фото аватара
    Antonina

    Thank you for giving useful recommendations!

    18.04.2019
  • Фото аватара
    Nataia

    Thanks a lot.

    18.04.2019
  • Фото аватара
    Светлана

    Спасибо за полезные советы!

    18.04.2019
    • Фото аватара
      Евгения Тащилина

      Всегда пожалуйста! Хорошего дня и удачи на экзаменах!

      18.04.2019

Добавить комментарий для Nadezhda Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×