Развитие навыков чтения для экзаменов ОГЭ и ЕГЭ

Развитие навыков чтения для экзаменов ОГЭ и ЕГЭ

Что может быть сложного в чтении? Бери себе и читай. Однако, для эффективного чтения как проверяемого навыка на ОГЭ и ЕГЭ недостаточно только лишь знать английский алфавит. Здесь необходимо развивать когнитивные способности учащихся, и начинать надо с самого раннего возраста. Давайте сегодня разберем, как подготовить выпускников к проверке навыка чтения на экзамене в 9-ом и 11-ом классах с первых уроков, а также на что обращать внимание непосредственно перед экзаменами.

С малых лет…

Английский язык в школе в настоящее время начинают преподавать со 2-го класса, но многие родители отдают деток на курсы с 4-х лет. Конечно, в четыре года начинать учить чтению рано, но путешествие к развитому навыку начинается с самого первого занятия. На ранних этапах учитель вводит лексику с помощью карточек с картинками и словами, так дети учатся читать не по слогам (как в русском языке), а считывать всю форму слова целиком.

Когда у детей уже есть небольшой словарный запас, и они готовы начинать читать, необходимо воспитать в них любовь к чтению и заинтересовать их темами, которые придутся им по душе. В таких текстах практически все слова должны быть знакомыми, чтобы не вызывать у детей трудностей в понимании. Такой текст должен сопровождаться посильными и доступными заданиями.

С каждым этапом взросления растет и уровень сложности текста для работы. Так мы знакомим учащихся с разными жанрами текстов. Мы учим их анализу через использование картинок, попытки предугадать, о чем будет история, какие слова могут встретиться. Так мы поможем детям развить навыки, необходимые для понимания общей идеи и деталей. Мы можем спрашивать, кто сказал определенную фразу из текста и где именно в истории это находится.

Дальше мы научим различать факты и мнения. Это важно, чтобы понимать то, что не сказано прямо, что подразумевается между строк. Но к этому этапу дети должны быть ментально подготовленными – мы не можем ждать такого анализа от детей 5-6 лет, это приходит позже.

Когда любовь к чтению привита, можно давать задания на дополнительное чтение. Здесь можно предлагать детям адаптированные книги по интересам, дополнять их несложными заданиями, просить подготовить проект по книге или рассказать о ней своим одноклассникам.

При работе в классе не спешите включать аудио, которое обычно сопровождает каждый текст. Это мешает студентам концентрироваться на чтении, они расслабляются и слушают, не глядя в текст в принципе. Это значит, что работа над чтением не происходит – она превращается в развитие навыка аудирования. Еще один совет при работе в классе – не бойтесь устанавливать лимит времени для заданий на чтение, особенно чтение для общего понимания. Это тренирует дисциплину, учащиеся привыкают бегло прочитывать текст при выполнении любого задания, связанного с текстом.

Этот путь к успешной подготовке долог и трудоемок, но он с лихвой окупает все потраченное время.

Экзаменационные навыки

Теперь поговорим о том, что делать с уже сформировавшимися когнитивными способностями, что проверяют экзаменационные задания и как с ними справляться.

Текст №1 ОГЭ и ЕГЭ

Источник: Демоверсия ЕГЭ 2019, fipi.ru

Задание очень похоже в ОГЭ и ЕГЭ – в обоих экзаменах необходимо соотнести абзацы с заголовками. Однако, в ЕГЭ темы сложнее различимы. Именно поэтому здесь не достаточно только лишь понимать основную мысль. Так же это задание проверяет понимание ключевой, отличной информации. Именно этот навык поможет отличить один заголовок от другого.

Чтобы подготовить учащихся к этому заданию необходимо работать над активизацией  лексики перед прочтением. Здесь полезно предугадывать, о чем будет текст, соединять тексты и картинки, придумать заголовок, прочитать и соотнести с темой, отметить ключевые слова, а также объяснить, почему именно их выбрал студент.

Текст №2 в ОГЭ

Источник: Демоверсия ОГЭ 2019, fipi.ru

В задании на чтение с выбором утверждения “верно/неверно/в тексте не сказано” студенты очень часто допускают ошибки между выбором ”неверно-не сказано”. Мы уже упоминали об этом в статье про аудирование, где есть похожее задание. Здесь они могут ошибаться, полагаясь на фоновые знания или по невнимательности.

Приучите своих подопечных искать доказательства выбора в тексте, подчеркивать и аргументировать свою точку зрения.  Всегда задавайте вопрос “Why?” – это приучает к анализу и более внимательному выполнению задания. Тренируйте синонимы и антонимы, учите не обращать внимания на дистракторы.

Текст № 2 в ЕГЭ

Источник: Демоверсия ЕГЭ 2019, fipi.ru

В тексте необходимо дополнить предложения приведенными ниже отрывками из них. Данное задание не имеет целью выявить общее понимание текста, здесь проверяемые микроумения носят совершенно другой характер. Здесь необходимо видеть и уметь связывать идеи между собой, используя при этом средства логической связи, а также лексические и грамматические способы связи.

Для успешного выполнения задания нужно тренировать не только и не столько чтение текстов, сколько грамматико-лексическое связывание частей предложений. Научите выпускников обращать внимание на то, к каким словам относятся местоимения, учить отличать и использовать who/which/that/where/when. Можно при тренировке просить студентов сначала прочитать опции и подумать, в какой контекст они могли бы вписаться. Также полезно тренировать логический порядок высказываний – прочитать и расставить по порядку высказывания.

Текст №3 ЕГЭ

Источник: Демоверсия ЕГЭ 2019, fipi.ru

Задание на множественный выбор и на полное понимание прочитанного. Здесь обычно дан длинный отрывок из художественного произведения, но сложность не в длине текста. Задание вызывает трудности из-за того, что проверяется умение анализировать и читать между строк. Здесь необходимо отличать мнения от фактов и анализировать подтекст, средства логической связи и обороты речи (However, In addition, As a result, To start with).

Для подготовки к этому заданию необходимо учить студентов анализировать, что имеет в виду автор с доказательством позиции. Здесь можно тренировать задания типа “какие два высказывания имеют одинаковое значение”, “что подразумевает автор под этим описанием”. Тренируйте синонимичное выражение одной и той же идеи. Студенты страшатся не понять каждое слово. Приучить их не бояться этого. Удаляйте некоторые не несущие основную идею слова из текста и просите понять смысл без этих слов. Так студенты поймут, что, даже не поняв некоторые слова, можно понять общий смысл прочитанного.



Евгения Тащилина

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.