Диктанты для взрослых

29.04.2019
1434

Диктант! Диктант! Да здравствует диктант! Всем мы с ним знакомы не понаслышке. Стоит учитель произнести заветное слово,  как в глазах темнеет, руки начинаю потеть, в голове играет на барабанах та самая обезьянка. И ладно бы у подростков, так нет. Этот синдром можно наблюдать и у взрослых. Что же так пугает студентов? Вероятность поражения, мысль “а вдруг?”: а вдруг, я не услышу; а вдруг, я неправильно напишу; а вдруг, я всё забуду. Давайте рассмотрим диктант не как средство отработки отдельных слов, а как деятельность направленную на развитие навыков письма. В этом случае диктант поможет закрепить и проверить знания, а также отработать навыки орфографии и пунктуации.

Каким должен быть идеальный диктант?

Бытует мнение, что диктант используется только для проверки знаний написания слов. На самом деле, эта форма работы отлично помогает закрепить пройденный материал, отработать правописание сложных форм и грамматических конструкций, а также обратить внимание на индивидуальные ошибки студентов. Диктант должен:

  • иметь живой и захватывающий текст,
  • иметь материал знакомый студентам, но с расширенным содержанием,
  • соответствовать способностям студентов,
  • включать уже изученные языковые аспекты (грамматика, вокабуляр, орфография, пунктуация).

ТОП-10 диктантов

Форм и вариантов диктантов огромное количество. Мы уже писали о некоторых из них в данной статье. Сегодня представим топ-10 простых, но в то же время увлекательных и эффективных форм диктанта для взрослых, которые можно легко адаптировать для любого уровня:

  1. Gap dictation (Диктант с пропусками). На доске или раздаточном материале записываем текст с пропущенными словами или фразами. Ученикам, при прослушивании текста, необходимо записать только пропущенные слова. Если хотите усложнить задание, то при повторном прослушивании можно попросить студентов восстановить предложения полностью.
  2. Drawing dictation (Послушай и нарисуй). Весьма увлекательная работа. Студенты сами проводят диктант друг другу. Разбиваем студентов на пары. Один получает простую картинку и описывает её партнёру, который должен эту картинку воспроизвести.  
  3. Word sets (Группа слов). В этом случае ученикам не нужно писать весь текст целиком. Им нужно выписать группы слов относящиеся к определённой теме, например, по теме  “Здоровье”. После второго прочтения ученики в парах обсуждают свои списки, а после составляем единый список на доске.
  4. Cheating dictation (Диктант с подсказками). Сначала читаем текст первый раз, параллельно разбирая сложные слова и новые выражения, если такие есть. После этого раздаём ученикам листочки, где все буквы заменены на чёрточки, сохраняем лишь знаки препинания и апострофы. Каждый студент получает такую шифровку и читаем второй, третий, и иногда и четвёртый раз. После ученики проверяют записи в парах, а потом и всей группой.
  5. Opposite dictation (Запиши наоборот). Студентам нужно заменить слова на противоположные. Например, было “They have a big house with a good view”, превратим его в “They have a small house with a bad view”. Если студенты не понимают, какое слово нужно заменить, его всегда можно выделить голосом.
  6. Walking dictation (Пройди и напиши). Движение — это жизнь. Большая часть взрослых студентов ведёт малоактивный образ жизни, но после пары таких диктантов они точно попросят ещё. В разных частях класса развешиваем предложения с пропущенными словами, устанавливаем лимит времени, задача — написать все слова в пропусках.
  7. Scrambled dictation (Диктант в перемежку). Берем любой диалог и задиктовываем фразы из него в произвольном порядке. После того как все фразы записаны, студенты должны расположить их в правильном порядке, чтобы получился полноценный диалог.
  8. Grammar transformations (Грамматические замены). В исходном предложении нужно заменить грамматику по определенной модели, например Present Simple превратить в Past Simple, или объединить два предложения в одно, употребляя средства логической связи.
  9. Dictocomp (Изложение с элементами сочинения). Кроме того, что нужно воссоздать исходный текст, студентам также нужно немного порассуждать, например придумать продолжение истории, или выразить своё мнение по проблеме.
  10. Mutual dictation (Взаимодиктант). Этот тип диктанта проводится в паре. У каждого ученика есть текст с пропусками (у каждого свои). Во время диктанта ученики читают текст по очереди, дополняя недостающую информацию. После этого ученики приступают к взаимопроверке.
Добавить в закладки
Комментарии (3)
  • Avatar photo
    Татьяна

    Thank you so much! My students and me — we did like this way of work

    02.05.2019
  • Avatar photo
    Polina

    Very interesting and useful information! Thanks a lot!

    02.05.2019
  • Avatar photo
    Anastasia

    Thanks a lot for your ideas!

    29.04.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×