Как бороться с возражениями студентов

Как бороться с возражениями студентов

Даже самые покладистые и неконфликтные студенты порой вступают в дискуссию с преподавателем о том, как лучше учиться и, соответственно, преподавать. Ниже приведены наиболее распространенные возражения учеников и варианты реагирования на них.

Студент 1

«Я хочу сначала повторить/изучить всю грамматику, а уже потом учиться разговаривать»

Преподаватель

В данном случае студент, видимо, считает, что грамматика – это некая самостоятельная дисциплина, которая лежит в основе языка, и без этой основы невозможно построить “дом”-коммуникацию. Важно объяснить, что все аспекты языка взаимосвязаны, и что нужно и знать грамматику, и знать слова, и правильно произносить, и уметь адекватно реагировать на высказывания, и распознавать нужную информацию в потоке речи, и т.д. и т.п.

Также ученик, очевидно, верит, что знание грамматики обеспечит отсутствие ошибок. Тут помогут примеры оговорок, которые студент допускает в речи на те элементарные правила, которые он уже “знает”, а также разговор о том, что в реальной жизни важнее все-таки объяснить что-то, пусть даже с ошибками.

Примеры реакции преподавателя:

  • «То есть вы готовы потратить несколько лет на правила, и при этом так и не научиться общаться?»
  • «Напомните мне, для чего вы сейчас взялись за  английский язык?»
  • «Почему именно грамматику, а не слова, например?

Студент 2

«Я без перевода не могу»

Преподаватель

В данном случае у ученика либо не было опыта общения без использования родного языка, либо он был неудачным. L1 для такого студента – важная поддержка, в первую очередь психологическая. Необходимо создать атмосферу доверия и прецедент понимания без перевода. Избегайте объяснений, задавайте больше вопросов, просите студента угадать значение слова из контекста, но главное – хвалите его каждый раз, когда он может ответить на вопрос или выполнить задание не прибегая к русскому.

Примеры реакции преподавателя:

  • «А как в таком случае подготовиться к реальному общению за границей?»
  • «See? You can do it in London now!»
  • «А если я буду задавать вам вопросы на проверку понимания, сможем без перевода обойтись?»
  • «Вы готовитесь стать переводчиком?

Студент 3

«О нет, только не roleplay»

Преподаватель

Основные причины, по которым некоторые студенты не любят разыгрывать диалоги, включают отсутствие подобных ситуаций в их повседневной жизни и, как следствие, мотивации, а также психологический дискомфорт от необходимости вживаться в “неудобную” роль. Преподаватель должен максимально адаптировать ситуацию под интересы студента, а также напомнить, что roleplay – это максимально возможное приближение к реальности в условиях classroom.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Вы можете оказаться в такой ситуации в реальной жизни?»
  • «Опишите ситуацию, максимально близкую к данной, в которой вы оказывались»
  • «Хорошо, тогда расскажите, когда вы последний раз были в подобной ситуации. Что вы сделали/сказали?»

Студент 4

«Мне это (слово, грамматика) никогда не понадобится»

Преподаватель

Разумеется, у ученицы отсутствует мотивация к изучению того, что с его точки зрения никогда не бует применено. Тут можно апеллировать тем, насколько частотным этот языковой элемент является в реальности носителей, а также в каких именно ситуациях он необходим.

Примеры реакции преподавателя:

  • «А если собеседник это употребит, Вам же нужно как минимум понимать, о чем речь?»
  • «Ладно, надо запомнить, что с Вами это нельзя употреблять, а то расслаблюсь, забудусь, и вы меня не поймете»

Студент 5

«Я хочу просто разговаривать»

Преподаватель

Ученик верит, что таким образом он сможет усовершенствовать языковые навыки. Если бы он находилсь в среде носителей 24/7, это было бы так, но дружеское общение 2 раза в неделю по часу – это несколько другая история, о чем ему необходимо сказать.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Значит, вы хотите просто поддерживать уровень и разговорные навыки?»
  • «А что будем делать, если в обсуждениях нам встретятся незнакомые слова или грамматика?»
  • «Я тоже. А когда мне за это еще и платят, это вдвойне прекрасно»

Студент 6

«Исправляйте меня чаще, прямо все-все ошибки»

Преподаватель

Студент явно зациклен на правильность речи (accuracy) и будет корить себя за любую ошибку, не обращая внимание на положительные комментарии и похвалы преподавателя. Важно все же помочь ему правильно расставить приоритеты и привести примеры того, что не всегда отсутствие ошибок важнее скорости речи.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Хорошо, когда захотите все-таки иметь возможность заканчивать мысль, дайте знать»
  • «То есть вы не против того, чтобы я вас постоянно перебивала?»
  • «Давайте так: я буду заранее говорить, в каких заданиях я буду вас исправлять сразу и дотошно, а в каких дам возможность высказаться, а ошибки обсудим позже?»

Студент 7

«Я никогда это не запомню»

Преподаватель

Изучение языка связано с действительно пугающим объемом информации, поэтому такая реакция студента неудивительна. Важно успокоить ученика, пообещать, что вы вернетесь к этому материалу еще и еще раз, и что практика в итоге даст результат.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Посмотрите на меня. Я не киборг? У меня не две головы? Значит, и у вас все получится»
  • «Через пару уроков я напомню вам эти ваши слова – посмотрим, что вы тогда скажете»

Студент 8

«А если я буду говорить ‘…’, меня же поймут?»

Преподаватель

Кому не хочется упростить себе жизнь, тем более что язык и правда предлагает обилие синонимов и упрощенных конструкций? И все же цель любого студента – говорить максимально естественно, о чем стоит ему напомнить. Никто не хочет выглядеть необразованным, нелепым или неуместным.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Эээээ, не уверена, но вы можете поэкспериментировать»
  • «Конечно, поймут, но про себя подумают нехорошие вещи»

Студент 9

«Они реально так разговаривают?»

Преподаватель

Даже самим преподавателям, бывает, не верится, что язык может быть таким нелогичным, странным и неудобным для изучения, что уж говорить об учениках! Покажите им видео с примером слов, фраз или грамматики, например, отрывок из фильма, просто примените свой авторитет и скажите, что слышали это миллион раз, ну или посочувствуйте, в конце концов.

Примеры реакции преподавателя:

  • «Да, специально, чтобы вам не было легко учить английский»
  • «Нет, так вообще никто не разговаривает, кроме студентов и преподавателей английского»

Многие возражения студентов вызваны непониманием методики, неуверенностью в себе, завышенными или заниженными ожиданиями, но бывает и так, что возражения имеют под собой реальную базу, так что прежде чем возражать, стоит также спросить себя, а действительно ли студент так уж неправ.



Anna Classing (Nikolaeva)

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1232 8

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×