Многие учителя, начиная работать с детьми и подростками, сталкивались на своем педагогическом пути с возрастной категорией 11-13 лет. По мнению многих преподавателей эта возрастная группа является одной из самых трудных для обучения. Учителям приходится иметь дело не только с непониманием интересов учащихся, агрессивным поведением, ленью и максимализмом, но и с непониманием того, как сделать процесс обучения эффективным и интересным. Так как же работать с учащимися 5-6 классов? Для начала стоит обратить внимание на некоторые психологические особенности данной возрастной группы.
Какие особенности?
Если в начальной школе ведущая деятельность учащихся представляет собой микс из игровой, учебной и трудовой деятельности, то в среднем звене все практически полностью сводиться к общению. К сожалению, даже у самых усердных подростков желание общаться, делать что-то с друзьями, веселиться, практически полностью вытесняет желание учиться. И хотя умственная активность учащихся на этом этапе крайне высока, их способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Кроме того, у подростков в этом возрасте развивается абстрактное мышление, что позволяет более глубоко и детально обсуждать их будущее, ценности, мечты.
Чтобы эффективно работать с данным возрастом, необходимо изучать язык с точки зрения его практического применения, вовлекать их в диалоги друг с другом, быть в «теме» трендов социальных сетей и пользоваться ими, создавать ситуации успеха на уроках.
Что можно сделать?
1. Провести исследование
Когда ко мне приходит новый 5-ый класс, в качестве первого домашнего задания я всегда даю им анкету, в которой прошу ответить максимально честно и без страха. Эта информация помогает мне понять какие потенциальные сложности могут возникнуть при работе с конкретным учеником, как ему помочь и мотивировать.
2. Показать важность их мнения
Домашняя работа, сложные и неактуальные для учащихся темы являются очень болезненным вопросом для многих учителей. Обсудите с учениками обязательный минимум домашнего задания в неделю (например, одно эссе, страница рабочей тетради и 10 новых слов), систему мотивации за выполнение заданий сверх нормы. Ваши ученики увидят, что их мнение вам небезразлично, вы готовы идти на компромисс. К тому же у них вполне вероятно появится определенный спортивный интерес.
3. Поработать со статистикой, показать прогресс
Выберете удобный вам временной промежуток (неделя, две недели, месяц) и в конце него проведите с учащимися короткую рефлексию их успехов в виде таблицы. Так они смогут наглядно увидеть свои результаты, сравнить их с результатами друзей и со своими собственными. Большинству подростков будет очень приятно отслеживать свой прогресс и они будут ждать таких мини-итогов.
Если же у кого-то из ваших учеников невысокие показатели и вы не хотите их демотивировать, то продемонстрируйте достижения учащихся не сравнивая их друг с другом. Любого ученика есть за что похвалить, будь то отличное поведение или прекрасная работа с текстом. Кроме того, вы сможете дать мягкие рекомендации каждому ученику относительно того, что следует улучшить. Так они увидят свои сильные стороны и сформируют дальнейшие цели.
4. Использовать чек-листы
Чек-лист сейчас имеют колоссальную популярность т.к. помогают отслеживать прогресс, повышают продуктивность и делают многие абстрактные вещи визуальными. Общий прогресс — это хорошо, но лучше, если учащиеся сами будут его отслеживать, отмечать свои достижения. К тому же, такие чек-листы можно вставить в портфолио ученика. Вы можете попросить учеников сделать креативные и необычные чек-листы своими руками, или воспользоваться одним из бесплатных сервисов.
5. Устраивать челленджи
Всевозможные челленджи сейчас очень интересны подросткам. Разбавляйте учебный процесс хотя бы одним челленджем в неделю. Это поможет создать позитивную ассоциацию у учащихся с английским языком, даст определенную психологическую разрядку и подарит заряд позитива. Учителю же челленджи помогут в отработке огромного количества тем и аспектов изучения языка.
6. Смотреть сериалы/лэтсплеи/влоги
Тут уже стоит опираться исключительно на интересы учащихся. Сериаломанам предложите посмотреть и обсудить фрагменты из любимых подростковых сериалов, разыграть в парах диалоги. Игроманам — посмотреть прохождения их любимых игр и разобрать лексику. Фанатам всего, что связано с YouTube будет интересно посмотреть влоги англоязычных подростков и обсудить их опыт.
7. Экспериментировать
Всегда приходится искать индивидуальный подход, не бойтесь экспериментировать. Попробуйте поменять формат урока: flipped classroom, project-based learning, blended learning. Не бойтесь шутить, покажите практическое применение изученного, расскажите историю (можно на английском как часть урока) про детей, которые не хотели учиться и к чему это привело.
Огромное спасибо, Анастасия. В прошлом году у меня были проблемы с обучением подростков. Не было прогресса. Они ленились и я не знала, что делать… Постоянно болела… Сегодня я подготовила анкету, добавив свои вопросы, сделала чек-лист. Надеюсь и верб, что это повысит прогресс и сделает обучение эффективным.
Благодарю Вас
Спасибо, статья понравилась. Мне с этим возрастом работать легко и очень нравится. У них есть интерес, они внимательно слушают и живо откликаются на происходящее на уроке.