Идеальное расписание обучения английскому: как его правильно составить

Идеальное расписание обучения английскому: как его правильно составить

Большинство наших студентов составляют расписание занятий по остаточному принципу: время в сутках «минус» время на физиологические нужды (сон, еда), «минус» время на работу, учебу. Вот он, «момент Х», когда можно «воткнуть занятие». И это в лучшем случае – ведь есть еще общение с близкими, прогулки, просмотр нового сезона «Игр престолов»… It’s life, baby! Мы не в обиде, исходим из того, что имеем.

Если же случилось так, что время есть есть Meller, есть возможность выбирать график занятий из нескольких вариантов – ловите советы, которыми можно поделиться со своими студентами. Давайте составим идеальное расписание ко всеобщей радости: студенту – быстрый результат, преподавателю – лавры и удовольствие от занятий.

Сначала теория…

Говоря о расписании (чего угодно), мы помним о двух аспектах:

  • конкретные часы и продолжительность занятий,
  • базовые принципы, которых следует придерживаться при составлении расписания.

Для начала напомните студенту-падовану эти самые принципы.

  • Изучение английского языка – это не экскурсия или туристическая поездка, это ВНЖ. Чтобы действительно выучить язык, нужно подкорректировать свой образ жизни в сторону «максимального погружения», так что расписание должно учитывать не только сами занятия, но и подготовку к ним, а также любую полезную с позиции изучения языка активность.
  • Любые учебные нагрузки и внеучебные активности (см. пункт выше) необходимо планировать, иначе они не состоятся. «Внезапно» ваш студент за сложную (поначалу!) книжку в оригинале не возьмется, а вот если эта задача будет отмечена в расписании, с указанием времени начала и продолжительности пыток попыток, – то вероятность выполнения возрастает.
  • Учебные нагрузки нужно дозировать, иначе не избежать выгорания, потери мотивации и банального снижения иммунитета (читайте: пропусков занятий из-за гриппов, простуд и обострения хронических болезней). Лучше меньше, да лучше.
  • Рутина и монотонность – зло. Составляя расписание занятий и активностей, важно их разнообразить, а также чередовать. В том числе чередовать по характеру занятий: с точки зрения нашего мозга эффективнее всего бесконечный цикл «изучение – повторение – изучение – повторение…».
  • При составлении расписания необходимо учитывать циркадные ритмы (в переводе на человеческий – биологические часы). Ниже мы остановимся на них подробно. Учитывать полезно, но наблюдать за собой еще полезнее, ведь, несмотря на схожесть, ритмы у всех индивидуальные.

…затем практика

Циркадные ритмы – это внутренние ритмы организма, которые регулируются солнцем и зависят от температуры человека и освещенности. Эти ритмы не зависят от активности человека или температуры окружающей его среды. Важно, что с возрастом они постепенно меняются, сдвигаются (поэтому нет «универсально» правильных временных границ и точных цифр).

Циркадные ритмы, или биологические часы, регулируют поступление в кровь гормонов (кортизола, мелатонина), благодаря чему определенное время действительно становимся оптимальным для определенных занятий – работы/учебы, сна/отдыха, общения, спорта и т.д. Можно, конечно, и чем-то другим в эти часы заниматься, но результат будет хуже, а усилий потребуется больше.

Английский по часам

Не будем вас томить и сразу назовем время, на которое лучше всего назначать занятия, – так называемые пики работоспособности.

Первый пик наступает спустя примерно 3 часа после пробуждения и длится 2 часа. Так, если вы проснулись в 7 часов утра, то пик работоспособности, – а с ним и максимум умственной активности, и повышенная концентрация, и отличная логика – будут наблюдаться у вас с 10 до 12 часов дня. Следующий, второй, пик работоспособности настанет спустя 4 часа и продлится 2 часа (в нашем примере – с 16 до 18 часов дня).

Именно в эти временные интервалы ваш студент покажет максимум, на что способен, и даже получит удовольствие от собственной результативности и состояния потока.

И все?..

Неужели можно поставить крест на любых других временных промежутках? Конечно, нет! Циркадные ритмы – это научно и полезно, но не окончательно. Очень большое значение по-прежнему имеет мотивация, интерес к языку и занятиям, даже похвала преподавателя.

Кроме того, с биологическими ритмами мы тоже еще не закончили.

С момента пробуждения до начала продуктивной работы (в так называемом «режиме окна») полезно получать порцию английского языка «фоном»: в этот период английские слова будет впитывать подсознание, привыкая к ним, к звучанию языка, ощущая язык «своим». Это пригодится, если в дальнейшем возникнут сложности, так что студенту будет полезно пить утренний кофе под Битлов или Бруно Марса.

За час до первого пика (в нашем примере – с 9 до 10) студент может проявить чудеса сообразительности, а также быстро запомнить новую тему (активизируется кратковременная память). Викторины, квизы, диалоги по ролям – почему бы нет?

Согласно ученым из Стэнфордского университета, в течение часа после 15-минутной физической активности (любого спорта, разминки, пробежки, кардио средней интенсивности), у человека резко возрастает способность к переработке информации. Это отличный интервал для прохождения тестов или выполнения сложных грамматических упражнений.

За два часа до сна человек наиболее расположен к продуктивному общению, так что посоветуйте студенту записаться на это время к языковой клуб или назначать встречи с носителями языка: уж если общаться, так еще и язык подтянуть можно.

За час до сна активизируется способность к запоминанию, причем информация попадает в долговременную память – это немецкие ученые подтвердят. В нашем примере интервал с 21 до 22 часов – лучший для выполнения домашнего задания или заучивания новых слов (например, с помощью приложений).

Наконец, любые творческие занятия – например, составление плана эссе на заданную тему или переосмысление грамматических конструкций в формате, понятном студенту (конспекты, майнд-карты), доктор Майкл Бреус (Dr. Michael Breus), автор книги «The Power of When» и теории хронобиологии, советует ставить в расписание на отрезок времени между двумя пиками активности: именно в «расфокусированном», слегка уставшем состоянии мы проявляем чудеса креативности.



Елена Тимофеева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.