Анализируй меня: как стать более вдумчивым преподавателем

Анализируй меня: как стать более вдумчивым преподавателем

Осознанность нынче тренд. Кто-то скажет: мало ли трендов, придет – уйдет. А кто-то возьмет лучшее, протестирует и решит, взять или оставить. Так и с осознанностью: в работе преподавателя – это способ взять под контроль процесс преподавания, найти аспекты, которые можно улучшить, тем самым добившись отличных результатов и получая больше удовольствия от каждого рабочего дня.

Большинство преподавателей влюблены в свое дело. (К чему скромничать, если это правда?) Обучая детей и взрослых, мы время от времени обращаем критический взгляд и на себя: где бы «прокачать», что бы «оттюнинговать», куда бы «прикрутить» очередной полезный навык или суперспособность?

Ниже далеко не полный список того, что многие из нас пытались в себе улучшить на разных этапах карьеры:

  • профессиональные знания и навыки – владение языком, психологическими, педагогическими, дидактическими приемами, актерское мастерство, эмпатия и т.д.,
  • таланты тайм-менеджмента и самоменеджмента, избавление от прокрастинации, лени, профилактика выгорания,
  • работа согласно неким KPI – например, минимально необходимое количество учеников, средний балл за тесты, количество курсов повышения квалификации за год и т.д.,
  • work-life balance (несмотря на то, что все больше исследователей и лайф-коучей утверждают, что это миф),
  • внутренний дзен, контролируемое душевное равновесие и т.д.

Хотя сами по себе практики безобидны и даже полезны, непрерывное и хаотичное их использование может привести к разочарованию в себе и профессиональному выгоранию. Более того, ни один из способов выше не предотвращает профессиональную стагнацию, которая – согласно исследованиям – неизбежно настигает преподавателей спустя несколько лет с начала карьеры.

Именно осознанность, вдумчивый подход к работе (reflective teaching) поможет справиться со стагнацией, предотвратит выгорание и перенесет преподавательский процесс на новый уровень. Расскажем о 4 полезных практиках.

Спрашивайте себя, что именно хотите улучшить

Преподавание – процесс, в котором нет совершенства. Во-первых, потому что оно многогранно: каких только талантов и способностей не требуется от преподавателя, чтобы включить свет знаний в головах своих студентов! Во-вторых, потому что оно развивается параллельно прогрессу (читайте: очень быстро).

Эта мысль может пугать и даже демотивировать, но она же освобождает: всё, что от вас требуется, – это one step at a time. Просто фокусируйтесь на чем-то одном в течение конечного периода времени или до достижения результата (если это произойдет раньше, чем истечет запланированный срок). Учитывайте ваше внутреннее состояние: как новая профессиональная цель «отзывается» в вас. Но и будьте практичными: отдавайте предпочтение тем «скиллам», которые окажут максимальное положительное влияние на вас, вашу карьеру и учебный процесс «в моменте».

Как часто практиковать: тестируйте варианты. Кому-то подойдет профессиональный самоанализ раз в месяц, кому-то – раз в квартал, кому-то будут удобнее фиксированные «спринты» (например, 9 недель – как по методике К.Ленгольд в книге «Просто космос»).  

Отслеживайте свой прогресс

Записи в дневнике или личном блоге (публичном или анонимном, под псевдонимом) помогают избавиться от внутренних тараканов – сомнений, неуверенности, страхов. Перечитывая эти записи спустя время, «на холодную голову», вы с большей вероятностью подметите шаблоны поведения и вызывающие их триггеры, неудачные решения, типичные сложности с которыми сталкиваетесь, и причины этих сложностей.

Фиксируйте удачные педагогические и психологические находки: например, новый способ, с помощью которого удалось быстрее добиться понимания темы учеником, или фразу, которая помогла быстро внушить студенту уверенность. Вся эта мудрость, заработанная на собственных удачах и ошибках, поможет принимать более взвешенные и информированные решения о том, как стать лучшим преподавателем.

Как часто практиковать: ежедневно – в идеале, после каждого рабочего дня, по 10 минут. Как вариант – первым делом с утра (но есть риск, что значимая информация забудется).

Расширяйте свое инфополе

Не так важно, будете вы читать книги – или все-таки смотреть полезные видео, слушать подкасты, читать свежие статьи на топовых ресурсах. Важно, что вы постоянно получаете новую информацию к размышлению, новые идеи для тестирования и быструю обратную связь в результате.

Составьте список полезной литературы в рамках профессии, дополните таким же количеством книг из смежных тематик (мастерство общения, эффективное планирование, основы физиологии и работы человеческого мозга и памяти, навыки убеждения и т.д.), подпишитесь на рассылки от полезных интернет-ресурсов (например, от блога SkyTeach 😉 ). Внесите знакомство с новой информацией в свое расписание – и обязательно анализируйте эту информацию с помощью записей (см. пункт выше).

Как часто практиковать: в зависимости от графика, который себе составите. В идеале – ежедневно, но разнообразно (задействуйте чередование книг, подкастов, видео).

Найдите наставника

Это не обязательно должен быть человек выше вас по статусу, карьерной лестнице, непосредственный начальник и тому подобное. Но обязательно – человек, который вас вдохновляет, является для вас профессиональным или личностным ориентиром, удивляет своими достижениями (не вызывая при этом черной зависти).

Задавайте вопросы наставнику, делитесь с ним своими инсайтами. Обмен опытом в сочетании с личным общением в наше время редкость и ценность. Если вам повезет найти наставника, готового делиться знаниями, радуйтесь и пользуйтесь! Если нет – ищите в профессиональных онлайн-сообществах, подписывайтесь на блоги людей, которые делятся профессиональными находками не для пиара и поиска новых работодателей, заказчиков, слушателей учебных курсов, а потому, что не могут иначе.

Если с наставником не складывается, попробуйте найти buddy – человека схожих с вами амбиций, с которым можно будет обмениваться новостями из профессиональной сферы, делиться достижениями. Главное, чтобы интерес был взаимный, тогда вы будете ненавязчиво подталкивать друг друга вперед.

Как часто практиковать: в идеале – раз в неделю.

Учитесь осознанности

Пребывание в настоящем моменте без вынесения оценок и суждений, навык осознавать, что происходит в твоей голове и в твоем теле в данный момент, помогает «в полях» – на занятиях, которые проходят не так, как запланировано или как хотелось бы, на занятиях со «сложными» студентами, в критических и конфликтных ситуациях.

Научиться можно по книгам (вариант не для всех) или на MOOC-курсах от ведущих университетов мира и интерактивными заданиями и peer assessment (спасибо Coursera или EdX). Стать осознаннее также помогает медитация.

Как часто практиковать: в любую минуту, когда перед вами не стоят «горящие» задачи – достаточно заглянуть в себя, ответить себе на вопрос «как дела» или «что со мной сейчас происходит», поблагодарить себя за любые(!) успехи, достижения или даже «правильные» мысли.

Еще полезные практики осознанного преподавателя:

  • короткие опросы студентов после занятий (понял/не понял тему, что понравилось, что нет, пожелания на будущее),
  • подробные анкетирования по итогам учебных периодов или в преддверии перехода на новый учебный уровень,
  • «открытые» занятия – с обратной связью от преподавателя-гостя,
  • видеозапись занятий с последующим анализом,
  • «одноминутки» – записи на диктофон после каждого занятия коротких (в течение 1 минуты!) размышлений о том, как все прошло, что получилось / не получилось,
  • создание мудборда – «доски настроения», куда можно прикреплять ассоциативные картинки, распечатки удачных шуток или педагогических находок, идеи и приемы преподавателей из кинофильмов, список профессиональных целей и выдержки из #lifelist, все, что вдохновляет, радует и «цепляет».


Елена Тимофеева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.