Стадии морального развития

Стадии морального развития

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как дети и подростки реагируют на правила, законы, что считают справедливым и несправедливым? Каждый ребенок и подросток может реагировать на существование правил и наказания по-разному. Это связано с тем, на каком этапе морального развития ребенок находится. Для лучшего понимания своих студентов и мотивов их поведения на уроках английского предлагаем ознакомиться с одной из теорий нравственного развития.

Основа

Начнем с того, что теория морального развития была предложена Жаном Пиаже в 1932 году. Он был заинтересован не столько в том, что дети делают, сколько в том, что они думают – в моральных причинах их поведения. Он предложил три аспекта моральных вопросов:

  • Понимание правил (дети интересуются тем, кто придумывает правила, могут ли правила меняться)
  • Понимание ответственности (кого винить за проступки? в чем разница между случайным и намеренным совершением проступка?)
  • Понимание справедливости (должно ли наказание соответствовать преступлению? всегда ли наказывают виновника?)

Эксперимент

Пиаже считал, что понимание морали меняется с возрастом. В возрасте от 5 до 9 лет дети находятся на стадии нравственного реализма – они принимают все правила и верят в немедленную реакцию на проступки. Они верят в строгость и абсолютность правил, верят в то, что правила нельзя изменить. Здесь он приводил пример историй и просил детей ответить, которая из девочек более непослушная:

  1. Жила-была девочка Мари. Она хотела сделать подарок для своей мамы и решила вырезать вышивку для нее. Она не знала, как пользоваться ножницами, поэтому прорезала огромную дыру в своем платье.
  2. Жила-была девочка Маргарет. Она взяла ножницы своей мамы пока той не было дома. Играя с ножницами, она прорезала небольшую дырочку в своем платье. Она не знала, как правильно обращаться с этим инструментом.

Источник: The Moral Judgement of the Child by Jean Piaget

Дети младшего возраста выбирали Мари как более непослушную. Они еще не анализируют мотивы, больше оценивая исход событий. Наказание, по их мнению на этом этапе развития, должно по степени тяжести соответствовать наказанию и должно быть применено незамедлительно. Это частично объясняет “жалобы” и “донесения” детей на друг друга авторитетным взрослым – все потому, что дети верят в справедливость и правила.  

В возрасте 9-10 лет у детей развивается автономная нравственность (autonomous morality). Это своего рода нравственная относительность – правила основываются на том, что ребенок сам понимает под добром и злом, хорошим и плохим, правильным и неправильным. Теперь мотивы становятся важнее, чем последствия.

В этом возрасте дети понимают, что правила исходят от других людей, их можно менять, но они необходимы для того, чтобы не происходило ссор (например, в игре) и все работало без сбоев. Они готовы обсуждать правила настольных и спортивных игр, придумывать свои.

При назначении наказания дети анализируют не только последствия, но и мотивы. Например, если ребенок хотел сделать что-то хорошее, а исход получился не совсем “правильным”, они готовы оправдать провинившегося. Таким образом, в приведенном выше примере про Мари и Маргарет дети считают, что Маргарет более непослушная, ведь она просто баловалась, тогда как Мари хотела порадовать свою маму.

Отношение ко лжи

На этом же этапе меняется и отношение ко лжи. Дети понимают, что ложь бывает разной и ведет к разным последствиям. Если ты не хочешь обидеть близкого, то “ложь во благо” они рассматривают как что-то не заслуживающее наказания. Однако, если ложь подрывает доверие и дружбу, то такая ложь должна быть наказана.

Наказание же в свою очередь должно не заставить провинившегося страдать (как это было на более ранней стадии), а быть нацелено на исправление причиненного ущерба и по возможности соответствовать проступку. В свете всех этих изменений в понимании дети осознают, что справедливость не идеальна – иногда преступники избегают наказания, а невиновные расплачиваются за них.

Таким образом, понимание морали детьми начинает основываться на их собственных правилах, жизненном опыте. Каждый моральный момент необходимо обсуждать и выносить из него урок.

Как я использую эту теорию?

Я большой поклонник всестороннего развития детей. Именно поэтому при работе с детьми и подростками я люблю затрагивать темы морали и анализа поведения различных героев произведений. Вы уже могли читать об этом в статье про осознанность.

Такой анализ я начинаю проводить на том этапе, когда дети могут высказывать свое мнение на английском языке, иногда они могут помогать себе по-русски. В таком анализе для меня важно не столько использование языка, сколько воспитание нравственных качеств в моих юных студентах.

На ранних этапах можно ограничиться вопросами Which character is good/bad in this story? Why? На более продвинутом этапе углубиться в детали и анализ своего возможного поведения в подобной ситуации (можно использовать метод “5-ти почему”). Часто после такой работы дети задумываются о своем поведении, его последствиях, начинают по-другому относиться к окружающим. К тому же такое обсуждение дает почву для практики говорения, дети не задумываются о правильности своей речи – они увлечены рассуждениями.

Хорошо использовать истории из учебников и graded readers. Проанализировать и найти положительных и отрицательных персонажей можно в любом художественном произведении или отрывке. Начинать можно с историй про Jack and the Beanstalk, Goldilock and Three Bears, Little Red Riding Hood, постепенно продвигаться к более сложным произведениям классической литературы, хотя и различного рода комиксы содержат разносторонних героев, подходящих для обсуждений.

С другой стороны, знания об этапах развития нравственности у детей помогут в установлении правил в классе. Так для детей младшего возраста правила должны быть продиктованы учителем, тогда как для детей постарше классный распорядок следует обсуждать и утверждать совместно. Здесь можно голосовать за конкретные идеи, устраивать проекты и рисовать совместные плакаты для наглядности.

На основе теории Жана Пиаже существует еще одна теория, ее вывел Кольберг. В ней выделяется больше этапов, основанных на реакции детей и подростков на историю мужчины, укравшего лекарство для своей больной жены. Но это уже материал для другой статьи. Оставайтесь с нами.



Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1442 13

Leave a Reply

Your email address will not be published.