5 способов раскрыть значение слова

5 способов раскрыть значение слова

C незнакомыми словами сталкиваемся на каждом уроке. Некоторые из них предназначены для активного словарного запаса, остальные – для пассивного вокабуляра. То есть не все из них необходимо прорабатывать. Однако часто студенты интересуется значением той лексики, на которой преподаватель не планировал останавливаться, и разбора которой нет в учебнике.

Как раскрыть значение слова? Рассмотрим 5 самых распространенных способов в современной методике.

Способ 1. CCQ

Мы уже писали о вопросах для проверки понимания лексики в статье.

Например, suspicious:

 If you are suspicious, do you trust somebody or do you have doubt in somebody? (have doubts)

 Does it make you feel that something illegal is happening? (Yes)

Правильные ответы на вопросы- показатель понимания значения прилагательного suspicious.

Преимущества:

  • студент активно вовлечен в процесс раскрытия значения;
  • требует активной мыслительной деятельности у учащегося.

Недостатки:

  • требует подготовки и наличия навыка составлять вопросы, который приходит с практикой;
  • для учеников, которые не знакомы с CCQs и привыкли, например, к переводу, будет непосильно и непонятно что вы от них хотите. Потребуется время, чтобы их переучить.

Способ 2. Дефиниции

В отличии, от первого способа учитель сам дает объяснение на изучаемом языке.

Например,

An obligation is a legal or moral duty to do something (Cambridge online dictionary).

Или an obligation is something that you must do because of law or rules.

Начинающим преподавателям необходимо тренироваться давать дефиниции. Можно упрощать объяснения в словаре и использовать выражения для перефразирования:

It’s someone/something that…. It’s like… It’s a kind of… It’s a synonym…

Преимущества:

  • позволяет сохранять эффект погружения на уроке и не переходить на родной язык;
  • приучает учащегося пользоваться дефинициями и перефразированием, если он не помнит нужного выражения.

Недостатки:

  • не подходит для абстрактных понятий;
  • не всегда работает для начинающих;
  • может быть затратным по времени.

Способ 3. Ситуации и примеры

Этот способ хорошо дополняет способ 1 и 2, если значение всё равно непонятно, или может использоваться отдельно. Например, I’ve never known such a woman for raising difficulties.

Учитель может описать ситуацию:

I invited my friend for a holiday in my place at the seaside and she started asking me: If my parents are there, will we create any inconveniences? What if I want to stay longer? If it is cold? etc. So I’ve never known such a woman for raising difficulties.

Преимущества:

  • обеспечивает дополнительную практику аудирования;
  • подходит, если преподаватель не может сформулировать дефиницию или СCQs;
  • увлекательно для студента.

Недостатки:

  • затратно по времени, если приходится описывать длинную ситуацию;
  • требует хорошо развитого воображения преподавателя;
  • работает для средних уровней и выше, не новичков.

Способ 4. Визуальный материал

С помощью картинок и реальных предметов можно донести значение. Это просто и интересно, особенно для визуалов. Удобно пользоваться онлайн, если возникает необходимость спонтанно прояснить выражение. В соседней вкладке открываем Гугл картинки и в строчку поиска вбиваем необходимое понятие.

Преимущества:

  • экономит время;
  • наглядность помогает лучше запомнить лексику.

Недостатки:

  • требует подготовки преподавателя: найти картинку, сохранить и загрузить/ распечатать (если работаете в классе)
  • подходит для конкретных понятий, для абстрактных слов значение по картинке может быть неоднозначным и потребует дополнительного объяснения преподавателя.

Способ 5. Мимика и жесты

Значение лексических единиц можно раскрыть невербально, с помощью мимики и жестов. Как и наглядность, идеально подходит для начинающих.
Легко показывать действия, например to stroll.


С помощью жестов можно демонстрировать простые слова, такие как дом, мяч, дерево, молоток, а с помощью мимики можно показывать чувства.

Преимущества:

  • позволяет избегать перевода на родной язык для начинающих и учащихся среднего уровня;
  • позволяет сократить TTT (если вы обеспокоены этой проблемой);
  • очень забавно смотрится и позволяет повеселить студентов.

Недостатки:

  • подходит, в основном, для конкретных понятий;
  • требует подготовки (набор жестов лучше потренировать перед зеркалом) и раскованности преподавателя.

Бывают ситуации, когда предложенные техники не работают и тогда можно прибегнуть к переводу, чтобы сэкономить время и нервы учащемуся. Если испробовав CCQs/ дефиниции/ картинки/ жесты, а у студента удивление на лице, то лучше уточнить: How do you say this in your language?

Какими способами раскрытия значения слова вы пользуетесь чаше всего? Какие не работают?


Юлия Белоног

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Leave a Reply

Your email address will not be published.