Разный уровень в группе – пути решения

Разный уровень в группе – пути решения

С проблемой разноуровневых групп сталкиваются многие учителя общеобразовательной школы. В одном классе оказываются перемешаны ребята разного темперамента и обучаемости, занимающиеся дополнительно и начинающие изучать английский вместе с русским. В данной статье я расскажу о своем опыте успешного решения проблемы.

Вот уже несколько лет подряд я веду групповые занятия английского языка в районном культурном центре. К сожалению, у меня нет возможности открыть группы от уровня beginner и до advanced, учитывая уровень учеников. Поэтому часто в одну группу могут попасть ученики третьего класса, но уровнем от «не умею читать» до «а когда мы будем Present Perfect проходить?». Конечно, я мечтаю избегать таких ситуаций, но должна принимать всех приходящих учеников.

В таком случае приходится из простого учителя превращаться в задорного жонглера, который заинтересовывает одних и не убивает мотивацию в других детях.

Вот ученики прошли placement test. В результате шесть человек – elementary\pre-intermediate , трое – beginner, и один – true beginner.

Следующий шаг – решить на какой уровень я буду опираться. Обычно я выбираю средний с элементами самого высокого уровня в группе. Но в warm-up и cool down включаю задания для самого низкого уровня, ведь эти этапы урока необходимы для эффективной работы всего класса.

Когда в одной группе встречаются дети с разными знаниями, то очень сложно подобрать учебной пособие. Я беру одну линейку учебников, допустим “Kid’s box” (очень люблю его), но на каждый урок готовлю дополнительный материал из разных частей учебника. Так не теряется нить повествования, но можно играть со сложностью материала.

Видео контент урока я ориентирую на высокую часть учеников, ведь сюжет понятен не только по словам, а по видеоряду.

Иногда «надергивание» материала не самый удачный вариант, и необходимо выбрать основное учебное пособие, или учебник назначает администрация. В такой ситуации я работаю с форматом урока.

1. Разбиваю группу на небольшие подгруппы составом – один ученик высокого уровня, один – низкого, остальные – среднего уровня. Я называю этот вариант – “локомотив”. Ученик с высокий уровнем не даст остальным «завязнуть», а ученик с низким уровнем будет стремиться за остальными, но при этом не будет чувствовать себя неуютно.

2. Вторая разбивка – “сильные” и “слабые”. Сильная группа получает задание для самостоятельной работы или “guided discovery” с помощью самого сильного ученика. Я делегирую свои полномочия одному из членов команды, которому знаком материал. Задания для групповой работы: проекты, “information gap”, опросы, дискуссии. Подгруппа учеников с невысоким уровнем может работать в таком же формате, но с более простым материалом. У меня появляется возможность объяснить им что-то более подробно, отвечая на вопросы.

Атмосфера на занятии очень важна в разноуровневых группах. Стараюсь никогда не акцентировать внимание на том, что у кого-то уровень выше, а у кого-то ниже. Если этого не делает учитель, то и ребята не обращают внимание на различия. Необходимо корректное пресечение насмешек и похихикиваний в ладошку. Много раз проговариваю, ошибки делать нужно, правильно, полезно, что произнести неправильно и исправиться лучше, чем не говорить вообще. Привожу примеры своих промахов. Если допускаю ошибку и замечаю ее, то всегда об этом сообщаю и исправляюсь. Личный пример учителя очень важен для отношений, которые складываются в группе.

Не забывайте говорить с родителями ваших учеников. Рассказывайте им, что у вас непростая группа, что вам приходится маневрировать. Поясните, что некоторым ученикам требуется больше домашней работы. Стабильный контакт с родителями помогает успешнее достигать целей.

Важно сохранять баланс на уроке и в душе, несмотря на сложности!


Алена Скорикова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    740 5

Leave a Reply

Your email address will not be published.