Способы отработки и запоминания лексики

Способы отработки и запоминания лексики

Мы часто слышим от студентов и просто знакомых людей, что у них плохая память. Именно такой аргумент все (и я, и вы) приводят, когда не могут запомнить какую-либо информацию, новые слова или конструкции. Но так ли это? Существует ли “хорошая” и “плохая” память или просто мы ленимся и не прикладываем достаточное количество усилий для запоминания ненужной нужной информации? Давайте разберемся, как обычно мы учим слова и какие еще способы можно применить для их запоминания.

Традиционные (школьные) подходы при изучении слов

лексика английского языка, грамматическая лексика английского языка, английский язык лексико грамматические, гдз по английскому языку лексика, лексика и грамматика английского языка, английский язык грамматик
https://www.labirint.ru

Вспоминая школьное время, приходит на ум утомительная процедура выписывания слов в словарик с переводом и транскрипцией. Обычно эти слова не были связаны между собой. Потом же дома мы открывали эти словарики и повторяли слова по тысяче раз, пока эти же слова не снились по ночам. А толк был? Чаще всего толку не было.

лексика английского языка, грамматическая лексика английского языка, английский язык лексико грамматические, гдз по английскому языку лексика, лексика и грамматика английского языка, английский язык грамматик
Другим малоэффективным вариантом можно считать прописывание слов по строкам. Какая у этого цель? Кто-то скажет, что так тренируется запоминание написания слова. Как показывает практика, дети чаще всего автоматически копируют слово несколько раз (иногда растягивая его до немыслимых масштабов так, что только одно слово помещается в строке). Никакого эффекта такое прописывание не приносит.

Словарные диктанты были венцом всего этого мучения. “Берем листочки, закрываем учебники и поехали”. У всех были шпаргалки, а все потому, что при таком подходе к запоминанию, ничего не запоминается. В лучшем случае учащиеся один раз слова напишут, а потом благополучно их забудут.

Как лучше?

Начнем с того, что все зависит от возраста, с которым вы работаете.

Дошкольникам необходимы реалии. Они запоминают четкий образ предмета (и только его). Если вы показываете детям синий мяч, сопровождая его формой BALL, то вполне вероятно, что на красный мяч они BALL не скажут пока вы не отработаете это слово на нескольких мячах разного цвета и размера. Так устроен детский мозг – только конкретика, никакой абстракции.

Дома им необходима помощь в повторении слов. Я не сторонник переводного метода (“я тебе по-русски, ты мне по-английски”), а вот повторять с родителями слова, перебирая свои игрушки – это всегда полезно.

Школьники умеют переносить значение слова на его изображение, а значит здесь уже не так важны реалии (хоть они и приветствуются даже при работе со взрослыми). Карточки очень эффективны как при введении новых слов, так и при отработке. С карточками можно играть в невероятное количество игр: мемори, что пропало, что лишнее, холодно-горячо, опиши и угадай, медленное появление (slow reveal) и так далее.

На дом школьникам можно давать сеты карточек для повторения слов без перевода.

Взрослые умеют переносить абстрактные понятия на конкретные картинки: для введения слова FRIENDSHIP можно использовать картинку двух детей вместе (на ранних этапах развития мозга такая картинка воспринимается как “двое детей” или “дети” и никак иначе). Исследования показывают, что карточки с изображениями уже вовсе не играют большой роли в запоминании слов (однако, есть теория множественных интеллектов, и, как показывает практика, некоторые взрослые-визуалы хорошо усваивают слова с помощью изображений).

Для взрослых важна эмоциональная связь и персонализация в первую очередь. Им полезнее придумывать ассоциации со словом – они могут быть и в формате картинок устной ассоциативной цепочки или любом другом формате.

Примеры заданий на запоминание слов

  1. При прохождении практически темы после презентации новых слов попросите студентов взять отдельный лист или открыть тетрадь на последней странице (потом этот лист надо на некоторое время скрыть из виду). Им необходимо разделить лист на несколько больших клеток.
  2. Попросите студентов нарисовать картинки, которые ассоциируются у них с данными словами. СЛОВА ПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ. Обратите внимание, что вас не интересует качество картинки, а только лишь понимание студента. Это могут быть схематические изображения или разноцветные детальные изображения.
  3. Далее организуйте студентов в пары. Уберите слова, используйте только рисунки и попросите студентов в парах вспомнить, что именно было зашифровано под каждой картинкой. Внимание должно быть снова не на качество рисунка, а на его эмоциональную и ассоциативную составляющую. Это важно, особенно при использовании метода с подростками – никакого оценивания и высмеивания навыков рисования быть не должно.
  4. Далее можно практиковать персонализацию – составить примеры или рассказ, пытаясь использовать как можно больше картинок (слов).
  5. После этих этапов картинки нужно убрать до конца урока. В конце урока снова вернитесь к картинкам и попросите студентов попытаться вспомнить, что именно они зашифровали под изображениями.
  6. Дальнейшее использование: сделайте себе копии рисунков студентов, разрежьте на отдельные карточки и используйте для игр и повторения. Особое внимание уделяйте наиболее полезным, но плохо усвоенным словам. Также можно работать с поиском синонимов/антонимов к данным словам.
  7. Используйте метод интервальных повторений: возвращайтесь к словам с некоторой периодичностью, больше внимания уделяя плохо запоминаемым словам. При усвоении слова, реже возвращайтесь к нему. По такому принципу строятся многие приложения для изучения слов, например AWord.

Надеемся, что новые подходы к изучению слов сделают вашу жизнь проще, а занятия более продуктивными и позитивными и эмоционально насыщенными.


Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1.1K4 26

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×