Как распределять подростков в группы

Как распределять подростков в группы

Для эффективной работы на занятие, студентам требуется смена схем взаимодействия, то есть работы индивмдельно, всем классом, в парах и группах. Методисты советуют менять окружение в парах и группах как можно чаще. Это позволяет студентам получать больше практики взаимодействия с разными людьми, осваивать новые слова и конструкции, привыкать к разным акцентам и темпам речи, а также становиться более толерантными к другим людям.

Сегодня мы поговорим о том, как распределять студентов в пары и группы, каким принципам необходимо следовать, и о чем помнить.

Дружба

Легко и надежно можно организовать учащихся в пары и группы, учитывая их дружеские отношения. Наблюдайте за своими студентами: с кем они чаще общаются, с кем выбирают сидеть рядом, к контакту с кем стремятся. Однако, может случиться так, что некоторые студенты окажутся менее популярными. Для того, чтобы избежать неловких ситуаций, попросите студентов ответить на несколько вопросов и составьте социограмму (Дж. Морено). Простыми словами, социограмма – это схема, показывающая социальные связи человека. Для построения социограммы предложите учащимся разделить лист на две части. В правой части попросите перечислить своих одноклассников в порядке, в котором они бы хотели с ними работать над разными типами заданий. В левой части листа – людей, к которым они испытывают неативное отношение.

Важно, чтобы учащиеся были уверены в том, что кроме учителя никто не узнает об их предпочтениях. Только в таком случае они будут наиболее открытыми, а опрос продуктивным. Учитель же будет иметь представление о том, кого можно ставить в пары и группы, а кого лучше не заставлять работать вместе. Как бы то ни было, необходимо стремиться к дружеской атмосфере в классе и проводить различные мероприятия на установление более близких отношений между учащимися.

Распределение учащихся по способностям (Streaming)

Именно таким образом мы чаще всего группируем студентов, когда образуем учебные группы на занятиях – в одну группу идут ученики более высокого уровня, в другую – более низкого. Такое же распределение может использоваться и при выполнении некоторых заданий в классе. При этом мы можем больше внимания посвятить слабым ученикам (это будет полезно при работе над грамматической темой), а сильные ученики разовьют автономность и смогут проконтролировать друг друга. Однако, бывает, что такое распределение может негативно сказаться на самочувствии слабых студентов – они могут почувствовать себя недооцененными, потерять интерес к учебе.

В ряде случаев нам может понадобиться микс сильных и слабых студентов в одной группе: более сильные ученики могут помочь слабым, а слабые замотивироваться примером сильных. Здесь надо быть осторожными: сильные студенты могут доминировать, а слабые отмалчиваться. Например, при обсуждении текста или письменного задания такой микс лучше не создавать.В целом, все зависит от целей задания. Именно поэтому необходимо менять пары и группы, чередовать типы работы и не давать студентам испытывать негативные эмоции в связи с их способностями.

Положится на случай

Для некоторых заданий не так важно, какой уровень языка у студентов в одной группе. Например, если мы просим студентов  создать список идей (так называемые buzz groups), отработать диалоги. Такие пары и группы можно быстро организовать, положившись на случай (студент работает с соседом справа/слева/впереди/сзади) и используя “забавные” способы группировки. Мы уже упоминали некоторые здесь.

С большими группами можно использовать вариант внешнего и внутреннего круга: внешний круг движется по часовой стрелке, наружний – против часовой стрели, когда учитель останавливает движение/выключает музыку, студенты работают с тем, кто оказался перед ними.

Интересы, происхождение

Некоторые задания сами диктуют правила распределения – в многоязыковом/многокультурном классе в пары и группы не стоит ставить людей из одной страны, так как более эффективная коммуникация состоится при обмене опытом и мнениями с представителями других стран и культур. Тот же принцип относится и к подросткам, имеющим одинаковые интересы – распределяйте похожих в разные группы, ведь учиться новому всегда интересно и полезно.

Ритм занятия

Еще раз напомним, что ритм занятия и схемы взаимодействия необходимо менять на протяжении урока. Иначе студенты заскучают, “прилипнут” к стульям и будут с надеждой смотреть на часы. Например, если студенты выполняли самостоятельное задание на заполнение пропусков или чтение, попросите их проверить задание в парах. Перед аудированием или чтением попросите в группах обсудить, что ученики знают о предстоящей теме, что ожидают услышать. Устраивайте мозговые штурмы и заставляйте подростков (да и другие возрастные категории ваших студентов) подниматься с мест и курсировать по кабинету, общаясь с разными студентами и приобретая новый опыт.

Как часто вы меняете схеме взаимодействия? Какими способами это делаете? Сталкивались ли с проблемами и нежеланием работать с конкретным назначенным студентом?


Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    730 12

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×