Элементы коучинга на уроках с подростками

Элементы коучинга на уроках с подростками

Когда вы видите такие понятия как “учитель” и “педагог” вам предельно ясно кто это, какие у данной профессии особенности и функции. Когда вы сталкиваетесь с понятием “коуч” в сфере традиционного бизнеса, инфобизнеса и консалтинга, все также остается достаточно понятным: это человек, который консультирует других людей, помогая им достичь определенной жизненной или профессиональной цели.

Но кто такой “учитель-коуч”?

В современном обучении иностранным языкам интенсивно проявляется потребность не просто в учителе, который будет отлично знать методику, прекрасно владеть языком и понятно доносить материал. Необходим профессионал, который объяснит как учиться, даст инструментарий, поможет сформулировать цель обучения, сделает иностранный язык стилем жизни.

То есть основная задача учителя-коуча – раскрыть потенциал ученика, сделать его эффективным, уверенным в себе, помочь сформировать цель и указать путь к ней.

Как реализовать данный подход на уроках с подростками?

Показать близость успеха

При применении коучингового подхода в обучении подростков, необходимо показать, что все необходимые качества и умения для достижения успеха уже есть у ученика. После первого урока с подростком преподавателю следует указать на сильные стороны обучаемого и разъяснить, как они помогут эффективно достичь желаемого результата. Например если подросток хочет через год сдать ЕГЭ на 80+ баллов, на данный момент он владеет языком на уровне low-intermediate, имеет трудности с аудированием, но любит смотреть YouTube, не любит выполнять письменные задания, но пишет посты для личной странички в Instagram – покажите  подростку, что текущий уровень является отличной базой для подготовки к экзамену, англоязычные видео помогут улучшить навыки аудирования, а написание постов на иностранном языке поможет развить навыки письма.

Абсолютная персонализация

В данном подходе при построении урока учитель полностью ориентируется на потребности ученика. Преподаватель может сам составить план обучения, но согласование с учеником обязательно: обговорите темы и необходимость их изучения  для достижения цели, выберите наиболее интересные подростку упражнения и покажите, как эти упражнения приблизят его к цели. В коучинговом подходе основная отвественность за результат лежит на ученике, поэтому преподаватель не должен загонять подростка в рамки, а помогать, направлять и давать рекомендации. Например, если у ученика цель подготовиться к участию в международной конференции, преподаватель должен предложить подростку план работы (к примеру, посмотреть видео-примеры, изучить и отработать лексику, составить свой доклад и презентовать учителю материал), согласовать его с ним и обязательно определить какой вариант заданий будет наиболее приятен и интересен ученику (разыгрывать в диалогах реальные ситуации, обсуждать TED видео и так далее).  

Грамотная диагностика и правильные вопросы

При коучинговом подходе диагностика мотивации, эмоционального состояния и предпочтений подростка проводится не только на первом, но и на каждом последующем занятии. Это необходимо, так как вполне возможно, что цели и желания учеников могут измениться. Для этого можно использовать несколько коучинговых методик.

“Как если бы”

Смоделируйте определенные будущие ситуации при помощи формулировок “как ты думаешь, что изменилось бы, если ты смог бы/получил бы/ нашел бы…?” или “а если бы…/если бы не”.

Например,

  • Что изменилось бы если ты отлично знал английский прямо сейчас?
  • А если бы тебе не нужно было сдавать экзамен/готовиться к конференции, то как бы ты учил английский? Стал бы ты вообще учить его? Почему да/нет?
  • А если бы ты мог учить только те предметы в школе, которые сам хочешь, ты бы выбрал английский?

Такие вопросы помогут выявить истинные установки подростка по отношению к изучению языка, настоящую мотивацию.

Сдвиг во времени

Данное упражнение отлично подойдет, если подросток не может понять наверняка что он хочет, зачем ему иностранный язык и что он может дать. В этой ситуации можно задать ряд вопросов, с помощью которых ученик посмотрит на себя другими глазами, например:

  • Давай представим, что у нас есть машина времени и мы переносимся на 3 года в будущее. Нужен ли тебе там иностранный язык? Ты на нем говоришь? Как хорошо ты его знаешь?
  • Давай предположим, что экзамен уже успешно сдан. Что ты чувствуешь?
  • Чем ты занимаешься в появившееся свободное время?

Правильные вопросы

Коучинг предполагает постоянную концентрацию на потребностях ученика, выявление его состояния и желаний. Предлагаю вам вопросы, которые можно использовать на всех этапах урока для выявления желаний и предпочтений ученика.

  • Чем бы ты хотел сегодня заняться? (можно предложить несколько вариантов или тем: обсудить видео, поговорить о путешествиях, поиграть в игры)
  • Какое количество домашней работы ты бы смог легко выполнить?
  • Почему тебе не нравится писать эссе/делать упражнения на грамматику/описывать картинки и т.д.?
  • Что тебе сегодня больше всего понравилось делать?
  • Чем тебе понравилось/не понравилось упражнение?

    Колесо баланса

    Данная техника сейчас очень популярна во всех сферах жизни и будет очень интересна подросткам. Предложите ученикам нарисовать колесо и разделить его на несколько сфер: это может быть как исключительно аспекты изучения иностранного языка, так и другие сферы жизни. Затем предложите ученику оценить каждую сферу от 1 (плохо) до 10 (прекрасно). Это может быть не только их оценка своим знаниям, но и личное отношение, то есть от 1 до 10 насколько нравится аудирование/изучение слов/говорение. Попросите аргументировать свой выбор.

обучение детей английскому, сказки на уроках английского, английский для детей, английский дети идеи, идеи для занятий английским с детьмиИзменение образа жизни

Задача учителя-коуча намного шире, нежели просто обучение иностранному языку. Он также должен помочь ученику сделать язык частью своей жизни. Предложите подросткам устроить марафоны, например перевести все электронные устройства на английский язык, писать посты в соцсетях на изучаемом языке, слушать по одному подкасту в день, перейти на сериалы и фильмы в оригинале или подписаться на англоязычных блоггеров. Зачем? Продуктом коучинга являются не только знания, но и другой, лучший уровень жизни. Внедряя иностранный язык в свою жизнь, подросток намного быстрее почувствует результат. Дабы мотивировать подростка еще больше, вы можете сами выполнять тоже самое и еженедельно отчитываться друг другу, обсуждать успехи, устроить совместные челленджи и ввести общие хэштеги в соцсетях.

Ответственность ученика

Коучинг подразумевает ответственность ученика за свой результат, а не учителя. Поэтому преподавателю важно показать ученику как учиться и как отслеживать свой прогресс, как дисциплинировать себя. Для эффективной работы с лексикой, а также для планирования учебного процесса вы можете познакомить подростка с ментальными картами и различными способами работы с лексикой, предложить начать пользоваться чек-листами и трекерами, которые помогут отслеживать прогресс и следить за регулярностью занятий.

Фидбек

Нет ничего важнее обратной связи учителя-коуча. Однако в данном случае следует избежать “красной ручки”  и использовать метод шкалирования. Попросите подростка в конце урока представить шкалу от 1 до 10 и оценить свое состояние по следующим пунктам: удовлетворенность своей работой на уроке, соответствие материалов урока целям, насколько было комфортно на уроке. Затем спросите, что можно сделать, чтобы улучшить ситуация на следующем уроке? Дайте свои рекомендации.

Однако, не стоит забывать несколько моментов:

  • подход можно применять не только с подростками, но и взрослыми студентами
  • применение данных элементов коучинга не делает из учителя настоящего коуча
  • чтобы стать коучем необходимо пройти соответствующее обучение, получить сертификаты и знать всю специфику работы.

Практикуете ли вы элементы коучинга в своей работе? Как вы считаете, насколько такой стиль преподавания эффективен?


Анастасия Дорофейкина

Leave a Reply

Your email address will not be published.