04.06.2019
4102
2

Что такое «Дилемма Хайнца» и чем она полезна учителям

Мы уже писали о том, с чего началась теория морального развития Ж.Пиаже. После него данным вопросом занималось немало других психологов. Одним из интересных теорий строится на эксперименте Лоренца Кольберга. Он использовал подход сторителлинга Пиаже, чтобы развить свою теорию.

Одной из самых известных историй (дилемм), используемых Кольбергом была история мужчины Хайнца и жадного аптекаря.

История заключается в том, что жена Хайнца была тяжело больна раком. Один местный аптекарь изобрел лекарство от этой болезни, но установил цену в 10 раз больше, чем оно стоило на самом деле. Хайнцу лекарство было не по карману. Он попытался собрать нужную сумму, но смог найти лишь половину. Тогда он пошел к аптекарю просить продать ему лекарство за полцены или разрешить заплатить оставшуюся сумму позже. Но тот не согласился, так как он был первым, кто изобрел лекарство и намеревался заработать на своем изобретении. Тогда мужчина отважился на отчаянный поступок. Он стал обдумывать хищение лекарства.

Для анализа стадий нравственного развития Кольберг предложил ряд вопросов, которые сопровождают историю:

  • Нужно ли Хайнцу красть лекарство?
  • Что бы изменилось, если бы Хайнц не любил свою жену?
  • Что если бы умирающим человеком был незнакомец? Как бы изменилась эта ситуация?
  • Должны ли полицейские арестовать аптекаря, если бы женщина умерла без лекарства?

Далее судьба Хайнца развивается так:

Полицейский и друг Хайнца видел, как тот находился недалеко от аптеки в тот вечер.

  • Должен ли полицейский доложить о том, что он видел? Почему (нет)?

Полицейский доложил о случившемся, Хайнца арестовали и судили. Он был приговорен к двум годам в тюрьме.

  • Следовало ли сажать Хайнца в тюрьму?

Кольберг опросил большое количество мальчиков от 10 до 16 лет. В течение двухчасового интервью каждому из них были предоставлены несколько дилемм. Кольбергу было не столько важны ответы ребят, сколько их аргументы. Именно они и показывали, на каком уровне развития находятся подростки. Таким образом, психолог вывел три стадии развития, каждая из которых имеет два подуровня.

Доконвенциональный уровень (дети около 9 лет)

Как и у Пиаже, здесь Кольберг подчеркивает важность правил, установленных взрослыми, а также связанных с их нарушением последствий. Здесь поведение полностью зависит от родителей и других окружающих людей, так как все правила устанавливаются ими.

Стадия 1. Ориентация на послушание и наказание: поведение диктуется существующими правилами и боязнью наказания. Ребенок ведет себя хорошо потому что знает, что иначе может получить наказание. И наоборот, если ребенка наказывают, значит он сделал что-то неправильное, не соответствующее продиктованным законам.

Стадия 2. Индивидуализм и обмен: Здесь появляется принцип личной выгоды — ребенок ведет себя хорошо, чтобы получить «бонус» (в школах не зря вводят систему мотиваций смайликами и наклейками для мотивации детей на начальном этапе обучения).

Конвенциональный уровень (большая часть подростков и взрослых)

Поведение и суждения диктуются обществом, в котором находится ребенок или взрослый. Критическое мышление практически отсутствует, человек полагается полностью на принятые устои, обычаи и традиции. Многие начинают угождать другим и быть для всех «хорошими», жертвуют личным во благо общественного.

Стадия 3. Хорошие отношения в группе: ребенок и взрослый старается угодить, чтобы получить одобрение и принятие в обществе. «А что обо мне подумают?» появляется именно здесь.

Стадия 4. Поддержание общественного порядка: правила соблюдаются не для одобрения другими, а в следствии понимания как устроено общество. Приходит понимание того, что правила нужно соблюдать, чтобы поддержать закон и избежать чувства вины. На этой стадии находятся многие люди даже во взрослом возрасте.

Постконвенциональный уровень (10-15% населения)

Человек приходит к своим собственным правилам, не зависящим от остальных. Приходит понимание, что если законы, диктуемые обществом идут вразрез с личным пониманием правил и законов, то стоит следовать своим собственным суждениям, избегая общественных порядков. Мало, кто готов мыслить критически и доходить до этого уровня.

Стадия 5. Общественный контракт и личные права: несмотря на понимание существования законов «для общего блага», иногда необходимо нарушить общественные правила, чтобы помочь человеку. Например, в приведенной выше дилемме Хайнца оправдают, потому что он нарушал закон исходя из благих намерений.

Стадия 6. Универсальные принципы: на этой стадии у человека развиваются свои собственные моральные принципы, которые он применяет по отношению ко всем остальным. Эти принципы не зависят от навязанных законов. Их основание — решение самого индивидуума, что так поступать правильно.

В данной теории конечно не все гладко: и ситуации выдуманы, и примеры могут быть необъективны (как говорят кртитки теории). Однако, нам как учителям эта теория может быть полезна в первую очередь потому, что учитель — это не только специалист, преподающий предмет, но и воспитатель, развивающий студентов с разных сторон, в том числе и с моральной. Поэтому для нас представляется несколько вариантов использования данного эксперимента:

  1. использовать историю для сторителлинга, останавливаясь на каждой из «развилок» и обсудить все варианты, устроив дискуссию после окончания выполнения задания;
  2. использовать действия истории как основу для ролевой игры (Хайнц и аптекарь, Хайнц и полицейский, Хайнц в суде);
  3. придумать альтернативную концовку;
  4. обсудить другие варианты развития событий;
  5. задавать друг другу вопросы, придумывать дополнительные вопросы;
  6. придумать похожую историю;
  7. подготовить студентов к написанию эссе о морали;
  8. понять, как ваши студенты относятся к правилам, готовы ли они правила создавать, нарушать, следовать им, таким образом можно диагностировать возможные надвигающиеся поведенческие проблемы в классе.
Комментарии (2)

Добавить комментарий для Светлана Николаевна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

×