Постапокалипсис: как выжить преподавателю, если профессия исчезнет через 20 лет

Постапокалипсис: как выжить преподавателю, если профессия исчезнет через 20 лет

Однажды искусственный интеллект решит, что человечество ему не нужно, и затеет войну, которая заранее проиграна (привет, «Терминатор»!). Или искусственный интеллект отнесется к человечеству со всей любовью и уважением, постепенно заменит во всех экономических сферах (политические, социальные, общественные сами «отвалятся») – будет ухаживать, как за овощами на грядке (привет, «Валли»!). Какой вариант темного будущего, на ваш взгляд, хуже?

Достаточно печально уже то, что интернет наводнен прогнозами в духе «100500+ профессий, которые исчезнут вчера». И – сюрприз! – учитель, преподаватель, репетитор среди этих профессий. Так что же, онлайн-преподавателю английского языка переучиваться, пока есть время и хоть какие-то деньги? Или паниковать рано? Попытаемся разобраться.

Преподавателю не быть

У паникеров есть основания бить тревогу: искусственный интеллект захватывает одну за другой сферы экономики и жизни в целом. Если уж к станкам на заводах встали роботы, программы пишут для нас музыку и новости, а, заскучав, можно поболтать (серьезно – поболтать!) с Алисой – то каждый вдумчивый профессионал забеспокоится о том, предстоит ли ему смена жизненной траектории.

Обучаться английскому становится все проще без участия педагога. Если у студента достанет мотивации, трудолюбия и коммуникабельности, чтобы определить цель, выяснить маршрут к ней, разобраться во всем многообразии способов обучения, а затем упорно «грызть» приложения, подключить к делу чат-ботов, осознанно погружать себя в языковую среду, – то с английским рано или поздно сложится.

Если раньше считалось, что только живой преподаватель может подстраивать учебную нагрузку и траекторию под ученика/студента, то теперь с этой задачей справляется искусственный интеллект. Так, Microsoft выпустила приложение для изучения китайского языка. Цифровой преподаватель не просто отвечает на вопросы: он подбирает задания исходя из предыдущих ответов ученика, формирует индивидуальную программу обучения. Российские разработчики совместно с лингвистами из Оксфорда создали Parla. А Duolingo пробовали как минимум половина тех, кто пытался изучать английский язык.

Существует и такое мнение, что английский язык вскоре станет настолько универсальным и повсеместным, что во всех странах люди начнут его изучать с рождения – как билингвы, параллельно с национальным, или вовсе заменят им национальные языки. Подобную ситуацию очень убедительно описал дважды кандидат на Букеровскую премию Дэвид Митчелл в своей книге «Облачный атлас». Если это произойдет, то нужда в преподавателях отпадет.

Преподавателю все-таки быть

Футурологи не так единодушны, как кажется. Есть среди них и такие, кто считает, что у профессии преподавателя есть будущее, причем светлое. Темп жизни ускоряется, требования к специалистам растут, и современному человеку постоянно нужно чему-то новому учиться, а значит, нужны талантливые и квалифицированные учителя.

Компания McKinsey провела в 2017 году исследование профессиональных трендов. По результатам составила шкалу профессий, который исчезнут, и профессий, которые останутся. Вопреки более мрачным прогнозам, аналитики McKinsey предсказали преподавателям долгую жизнь в профессии, так как успешное, результативное обучение людей требует эмпатии, творческого подхода и человеческого контакта. А от роботов этого ждать пока, мягко говоря, рано. Да и ощущение ответственности перед живым человеком за свои успехи и результаты тоже никто не отменял.

Тренды в преподавании

Уже сейчас можно отметить, что:

  • Преподавание уходит в онлайн и даже в социальные сети.
  • Задачу знакомства с предметами и темами, которые нужно «просто выучить» и «просто запомнить» берут на себя гаджеты и технологии.  
  • Акцент смещается с «обучения ради обучения» на «обучение ради цели», ради конкретных задач, навыков и компетенций, а значит, и преподаватель становится больше репетитором, наставником или коучем, чем просто учителем, который «учит».
  • Технологии приводят к постепенному удешевлению обучения (в том числе обучения английскому), потому для сохранения достойного заработка преподавателям придется создавать «дополнительную ценность».
  • Происходит переход от обучения у эксперта (teacher-centric) к обучению вместе с экспертом или с помощью нескольких экспертов (learning-centric).
  • Обучающиеся английскому языку «молодеют»: все больше родителей отправляют детей учить английский с рождения.
  • (Тренд вытекает из предыдущего) От преподавателя английского языка для взрослых ожидают более высокого уровня владения предметом, так как к нему приходят студенты с лучшими «стартовыми условиями», чем прежде. И речь не только о бывших малышах, которых с рождения погружают в языковую среду, но и об обывателях, которые слушают музыку на английском, встречаются с большим количеством английской лексики в интернете, учатся программировать с помощью команд на английском.

Что с этим делать

Не претендуем на истину в последней инстанции и лишь предлагаем варианты, не обязательно связанные между собой.

Коучинг

Учиться, вроде, нужно, но как-то не хочется, некогда и социальные сети не пускают. Пора звать педагога-психолога-коуча, который копнет глубже, найдет правильные слова, напомнит о мотивации.

Проектирование образовательного маршрута

Английский язык можно выучить разными способами, а потому пригодится специалист, который подскажет, как это лучше сделать именно тебе.

Смежные предметы

Согласно прогнозам, уже лет через 20 каждый из нас будет специалистом минимум в 3-4 направлениях (если, конечно, хочет успешно зарабатывать на хлеб с рикоттой). В каком именно направлении двигаться – решать вам. Это может быть преподавание других предметов (математика, программирование и проч.). Это может быть расширение специализации – раньше работали только со взрослыми, теперь и с детьми.

Образовательные профессии будущего

Американский футуролог Томас Фрей в своем выступлении на конференции TED предсказал, что в ближайшее время более 2 млрд. людей потеряют рабочие места. В дальнейших выступлениях на экономических форумах, в статьях и в интервью он высказался и про профессию педагога в частности.

Так, по мнению Фрея, учитель скоро исчезнет за ненадобностью. Но на смену ему придут тренер (как коуч – человек, помогающий достичь конкретного результата, связанного с английским языком), проектировщик образовательных курсов, а также сотрудник образовательных лагерей (то есть изучения английского «в полях»).

Смежные и новые профессии: найдите себя в Атласе!

Необязательно гадать на цифровой гуще: можно обратиться за советам к экспертам. Так, один из перспективных вариантов, согласно Атласу профессий (это проект, придуманный в Сколково), – цифровой лингвист, то есть человек, который налаживает взаимодействие между человеком и компьютером/программой, обучает искусственный интеллект понимать смыслы и контекст.

Если ввести параметры «поиск профессии – в сфере Образование – после 2020 года» в Атласе новых профессий, мы получим:

  • разработчик инструментов обучения состояниям сознания,
  • игропедагог,
  • разработчик образовательных траекторий,
  • тренер по майнд-фитнесу,
  • организатор проектного обучения,
  • тьютор,
  • игромастер,
  • модератор (как эксперт по налаживанию группового взаимодействия ради изучения английского языка),
  • координатор образовательной онлайн-платформы.

(Если интересны другие направления, поэкспериментируйте сами.)

Футурологи, экономисты и интернет-завсегдатаи единодушны в одном: соломку лучше подстилать. Вот только непонятно, где, как, и стоит ли этим заняться прямо сейчас, или лет 20 подождать – а там приспособиться.

Как считаете, будет еще существовать профессия преподавателя английского языка через 20 лет? А через 100?


Елена Тимофеева

Leave a Reply

Your email address will not be published.