НЛП в обучении английскому: что полезно знать, чтобы легче обучать

НЛП в обучении английскому: что полезно знать, чтобы легче обучать

С чем у вас ассоциируется слово «НЛП»? Ерунда какая-то, гипноз, манипуляции, псевдонаука, мошенники… Так сложилось, что термин «заездили», да и понравились методы, в основном, тем, кто не вызывает доверия. И все же давайте вернемся к истокам: одна из задач нейролингвистического программирования – успешное обучение. Предлагаем разобраться, какие «фишки» этого направления психотерапии могут быть полезны преподавателям английского языка.

Автор этой статьи не в восторге от шарлатанов. Она ставила «энэлпэров» в один ряд с цыганами, фанатами «бизнес-молодости» и инфобизнесменами, пока однажды не наткнулась на книгу «Основы нейролингвистического программирования» С.В.Ковалева (аж 2001-го года издания). Шок! Большая часть принципов, идей, даже методов были знакомы. Почему так? Да потому, что многие популярные авторы, которые пишут в жанре self-help о саморазвитии, карьерном росте, достижении целей, – дают советы из сферы НЛП. Вот только не называют источник – зачем, ведь он дискредитирован?

О том, быть или не быть НЛП в преподавании, можно долго спорить. А можно почитать хотя бы одну книгу (Ковалева не рекомендую, очень «тяжелое» чтиво, – прим.авт.). Или отметить, что авторитетные организации, например, British Council предлагают использовать некоторые аспекты НЛП в работе преподавателя английского языка.

Краткий ликбез для тех, кто не в теме

НЛП – это направление психотерапии, которое работает на стыке психологии и неврологии. Нейролингвистические психотерапевты используют знания о том, как работает человеческий мозг, в том числе наше бессознательное, как «разговаривать» на понятном ему языке («лингвистический» аспект), а затем пытаются натренировать мозг и психику работать так, чтобы в жизни произошли улучшения (это про «программирование»).

НЛП живет в преподавании английского дольше, чем мы думаем. Педагоги, которые используют на занятиях психологингвистику (то есть воздействуют на мышление и память с помощью речевых конструкций, построенных определенным образом), драматургию (например, ролевые игры, сценки, жестикуляцию), подключают к обучению музыку и язык тела – все они уже немного практикуют НЛП.

Почему бы и нет?

Противники НЛП настаивают на том, что это направление – псевдонаука, ничем, мол, не подтвержденная. Ну а практикующие специалисты парируют тем, что на «научность» они не претендуют, но конкретных положительных результатов достигают.

Перечислим причины, почему методы НЛП вполне заслуживает того, чтобы применяться при обучении английскому:

  • НЛП стратегично, то есть нацелено на конкретный результат

Английский тоже учат не для того, чтобы «знать», а чтобы не растеряться на стойке регистрации в аэропорту, или не заказать маринованных червей вместо вермишели в придорожном кафе где-нибудь за границей.

  • НЛП работает с шаблонами поведения

И это очень полезно, ведь именно набор шаблонов – в нашем случае речевых, помогает студенту в первое время чувствовать себя увереннее, когда он вынужден говорить на английском.

  • НЛП больше заинтересовано в процессе, чем в содержании

Английский язык тоже невозможно «выучить», но полезно, если студент день за днем делает шаги вперед, достигает определенного прогресса и «контрольных точек», при этом получает удовольствие от успехов и самопреодоления.

  • НЛП опирается на так называемую экологичную систему убеждений

Это означает, что методы нейролингвистического программирования просто помогают жить – причем не во вред себе, другим людям и окружающему миру.

Принципы НЛП, которые можно задействовать в обучении

Знатоков метода просим не судить слишком строго, а подсказать и посоветовать в комментариях. Мы же сейчас остановимся на «базовых» принципах, которые описываются в пособиях для чайников.

  • У каждого человека есть предпочтительные способ восприятия и обработки информации

Это всем известные визуальный, аудиальный, кинестетический и дискретные каналы. Чтобы студент лучше усвоил учебный материал, желательно говорить с ним «на его языке», активно использовать картинки, звуки, действия-движения или логические схемы-объяснения. Чтобы понять, какой канал предпочтительный, достаточно внимательно слушать ответы на бытовые вопросы. «Я просто не вижу, где здесь правильный ответ!», «Это слово  здорово звучит!», «Когда ошибаюсь, чувствую себя беспомощным…», «Я считаю, что нужно поставить вот такое окончание». Заметили разницу?

  • При обработке новой информации необходимо стремиться к достижению конгруэнтности – соответствия вербальных и невербальных сигналов друг другу

Согласно теории НЛП, изучая новые слова и термины, необходимо активно задействовать язык тела, подключать жесты, мимику, позы. Кроме того не повредит принимать «позы силы» – то есть такие, которые внушают уверенность в себе (как минимум, расправлять плечи, держать подбородок выше, улыбаться).

  • Основополагающий принцип НЛП гласит: каждый из нас располагает всеми ресурсами, необходимыми для достижения своих целей

Этот посыл нужно нести на каждом занятии, отвергая любые предположения студента о том, что «ему не дано» или «у него наследственность плохая».

  • (Как бы популистски ни звучало) Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу

Действительно, захотел ваш студент изучить английский, оказалось, что есть замечательная школа Skyeng с удобной обучающей платформой – и замечательный преподаватель (вы), который всячески стремится помочь. И даже деньги на оплату обучения нашлись.

  • Проблема – это неверно сформулированное решение

Если студент столкнулся с какой-либо учебной проблемой, например, нет времени на выполнение домашнего задания, попробуйте поискать решение в ней самой. Так, техника рефрейминга предлагает ответить на вопросы: а если бы было время на домашнее задание, что тогда? как бы ты себя вел? что чувствовал?

Ответ может быть таким «я бы выполнял всё, быстро и правильно, гордился бы собой и радовался результатам». Остается перевернуть (отрефреймить): может, тогда стоит делать задания быстрее (и нехватки времени не будет)? разбивать их на несколько коротких блоков? делать их правильнее (задавать больше вопросов на занятии, лучше понимать материал – и переделывать не придется)? Да и вообще, что студент может сделать, чтобы время на домашнее задание появилось?

  • Не существует поражений, есть только обратная связь

Не уставайте напоминать студентам, что ошибки просто часть пути, что они делают нас лучше и сильнее. Что одна неудачная беседа с носителем языка всего лишь подготовка к удачной – интересной и живой.

Конкретные техники и «приемчики»

Мы неспроста сформулировали подзаголовок так легкомысленно: к применению методов НЛП в обучении стоит относиться как к полезному эксперименту. Не сложилось – бывает. Получилось – тем лучше.

Язык тела

Подключайте на занятиях (подсказывайте студентам) позы и мимику для создания правильного настроя, придания уверенности, проигрывания ситуаций успеха.

Think and act native

Полезно во время ролевых игр, диалогов или монологов от лица носителя языка «залезать под кожу», изображать не только акцент, но и копировать поведение, повадки (как студент их себе представляет – даже если это не отражает реальную картину, главное, чтобы он ощущал себя в этот момент иностранцем).

Раппорт (подстройка)

Эту технику многие считают манипуляцией, потому что она помогает установить глубокое чувство взаимного доверия и легкости. Если коротко, то сделать это можно, подстроившись под дыхание, позу, копируя движение глаз, темп и громкость речи, жесты. Раппорт будет полезен преподавателям на первом занятии-знакомстве, а также в начале каждого обычного занятия.

«Волшебный вопрос»

Эта техника помогает работать с мотивацией, так как способна отвернуть человека от проблемы к решению. Выполняется так: предположим, что однажды утром случилось чудо, и проблема, которая мучила вашего студента, исчезла. По каким признакам он бы об этом узнал? Что изменилось бы в нем и в мире? Что заметили бы окружающие? Иногда достаточно лишь ответов на эти вопросы, чтобы выявить способ (и не один!) решения большинства «проблем».

Фрейм, или техника хорошо сформулированного результата

Это более глубокий и подробный вариант предыдущей техники. Цель в НЛП очень похожа на цель по SMART: она определена в позитивном ключе, практична, достижима, сформулирована в конкретных сенсорных категориях, необходима, предполагает процедуру проверки, подразумевает разнообразные средства достижения.

Чтобы построить фрейм (правильную цель), нужно обсудить со студентом:

  • результат (чего конкретно он хочет),
  • признаки (как поймет, что все получилось),
  • условия (где, когда и с кем цель желательна),
  • средства (каких ресурсов не хватает для достижения цели),
  • ограничения (что мешает),
  • последствия (что произойдет, если все получится),
  • ценность (стоит ли цель усилий).

Мы вовсе не предлагаем превращать занятие английским в сеанс психотерапии, но преподавателю будет полезно время от времени невзначай задавать своим студентам один из вопросов выше.

Якорение

Эта техника помогает достичь желаемого ресурсного состояния с помощью положительных стимулов. Или это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения.

Простой пример: когда вы получали некую значимую награду, звучала музыка. С тех пор эта музыка, включаемая специально или услышанная случайно, вызывает в вас прилив удовольствия и состояние «я все могу».

Якорение поможет преподавателю настраивать студента на продуктивный лад, подбадривать, когда что-то не получается, возвращать спокойствие, когда есть повод волноваться.

Техника постановки простого якоря несложная:

  • придумайте простой жест, действие или другой стимул (мелодия, запах, картинка на экране рабочего стола),
  • предложите  студенту вспомнить (так немного сложнее) или вместе поймайте (так проще) так называемое ресурсное состояние, пусть студент сосредоточится на том, чтобы ощутить это состояние физически,
  • повторите несколько раз,
  • вызовите спустя некоторое время и «вне контекста».

Сразу оговоримся, что возможности для якорения у онлайн-преподавателя ограничены, так как мы не можем, например, прикоснуться к руке или плечу студента. Чтобы использовать этот действительно сильный инструмент, придется пофантазировать и заручиться доверием и поддержкой самого студента.


Елена Тимофеева

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5290 16

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×