Как повысить эффективность уроков?

Как повысить эффективность уроков?

Изучать новую тему всегда непросто, особенно если это касается иностранного языка. Это усердная работа, старания и иногда даже борьба с самим собой. Особенно изучение нового бывает трудно для подростков, так как они видят мир иначе чем взрослые, ощущают себя иначе. Однако преподаватель может помочь им в изучении языка, если учтет особенности учеников, задействовав их сильные стороны.

Что использовать?

Теория множественного интеллекта

Данная теория гласит, что у разных людей есть определенный набор направлений когнитивных способностей, предрасположенностей, который делает их уникальными. К умственным способностям относятся лингвистические способности, логико-математические, музыкальные, телесно-кинестетические, межличностные, пространственные, внутриличностные, натуралистические. Подробнее об этой теории можно прочитать тут.

Как применять данную теорию на практике? При подаче нового материала необходимо по максимуму задействовать все имеющиеся у ученика интеллекты. Например, при изучении темы “geographical features” можно для начала попросить учеников закрыть глаза, включить звуки природы и спросить какие образы всплывают у них в голове. Затем проанализировать какие эмоции у них вызывает аудио, как они себя чувствуют. После этого учащиеся могут зарисовать то, что представили.

В завершении, после всех проделанных этапов можно перейти к изучению языкового материала. Такой подход поможет по максимуму задействовать потенциал ученика, не ограничивая его только какой-то одной составляющей. Для определения склонностей подростка вы можете предложить ему пройти небольшой тест, выявить качества в процессе наблюдения или вы можете создать тест самостоятельно, например в виде чек-листа (русский вариант, английский вариант) .  

Опора на интересы

Безусловно наибольшую важность для эффективного обучения представляет связь между интересами учащихся и содержанием учебного материала. Если ученик любит музыку можно подобрать тематическую песню и спросить о чем она, тем самым выделив новую тему. Если подросток фанат сериалов, то при изучении черт характера вы можете попросить его сказать каким героям присущи те или иные черты. Кроме того, при изучении тем, как например, “Language learning” обсудите как лучше всего изучать язык, попросите ученика рассказать как он осваивал свое хобби, что помогало ему и мотивировало и что из этих способов он может использовать во время изучения языка.

Активация опыта

Подростков ежедневно окружает колоссальное количество информации. Многие теоретические ситуации на уроках они уже так или иначе переживали в реальной жизни или частично сталкивались с ними. Как использовать их опыт на уроках? Во-первых необходимо “прощупать почву” и начать с вопросов “Have you ever experienced the same situation?/Did you visit such places?/Do you like this food?” (в зависимости от уровня языковой подготовки) и так далее.

Затем, после введения в материал и изучения новых слов вы можете использовать task-based approach и ролевые игры для активизации изученного материала и опыта подростков. К примеру, совсем недавно мы с моими учениками изучали тему “First day at school” (Spotlight 8). Подобный опыт есть у каждого ученика, следовательно им было, чем поделиться. Я разбила подростков на 2 группы и попросила составить список из 10 вопросов, которые они считают важными задать при знакомстве. Затем, мы совместно обсудили их и снова в группах учащиеся расставили вопросы в логическом порядке. Далее ученикам было необходимо произвольно разбиться по парам и провести друг-другу мини-интервью, записать ответы и кратко презентовать полученную информацию. После этого мы перешли к обсуждению возможных трудностей, который могут возникнуть в первый учебный день в новой школе.

Задействование положительных черт характера

Абсолютно у любого ученика есть сильные, положительные черты характера, которые можно использовать на уроках иностранного языка. Например если ваш ученик любознательный и его привлекает все неизведанное – сыграйте на этом. Предложите ему уроки-квесты или дайте возможность угадать по части картинки что это.

Если ученик немного закрытый, но при этом усидчивый, то вы можете увеличить количество домашней работы и тем самым подросток сможет закрепить материал в комфортной для него атмосфере.

Организованному и дисциплинированному ученику можно предложить самостоятельно собрать небольшую информацию по предстоящей теме и объяснить учителю. Однако не забывайте, что любое положительное качество можно развить и использовать в процессе обучения.

Опора на способы восприятия информации

Известно, что выделяют четыре типа людей на основе способа восприятия информации: аудиалы (восприятия на слух), визуалы (зрительное восприятие), кинестетики (тактильное восприятие, эмоциональное) и дискреты (логическое осмысление, цифры). Конечно же чистые типы встречаются очень редко, но  можно постараться выявить доминирующий. Наилучшим способом для определения типа будет наблюдение за подростком и эксперименты с различной подачей информации, устно опросить ученика о том, как ему удобнее воспринимать новое.

Соответственно если ученик визуал, то необходимо по максимуму использовать картинки, схемы, таблицы, можно также попросить его вести своеобразный скетчбук по иностранному языку и красиво его оформлять. Аудиалы хорошо справятся с подкастами, аудированием, разбором песен. Кинестетикам будет важно “прощупать” новую информацию (самостоятельно расписать, разрисовать) или сделать с ней яркую ассоциацию (например первый день в школе – страх, радость, волнение). С такими учениками можно каждый раз просить придумывать ассоциации с новыми словами, цитатами, картинками и так далее. Дискретам нужно помогать понять суть всего изучаемого, то есть весь язык они будут видеть как математическую схему. С ними будет полезно использовать временные линии, графики, структурные таблицы, интеллект-карты. Отличной идеей будет составить ученикам персональный план обучения в соответствии с их особенностями восприятия.

Учет биоритмов

Влияние биоритмов на умственную способность и общую продуктивность огромно. При организации занятий с подростками следует помнить, что их циркадные ритмы (колебания биологических процессов связанные со сменой дня и ночи) сдвинуты на несколько часов вперед по сравнению с ритмами взрослых. Усредненное комфортное время подъема для них – 8.30, а отход ко сну – примерно 00.30. О чем это говорит? Уроки с утра будут плохой идей, так как большинство подростков часов до 10 утра будут еще “спать”.

Продуктивно будут проходить уроки с 11.00 до 20.00. Относительно проведения уроков вечером существует много споров, так как здесь все индивидуально. С одной стороны в позднее время учащиеся могут чувствовать себя усталыми, с другой стороны после 20.00-21.00 у многих подростков повышается тяга к общению и в это время будет очень продуктивно проводить разговорные уроки.

В любом случае, обязательно спросите своих учеников в какие часы они чувствуют себя наиболее бодро, а что еще лучше – предложите им заполнять в течении недели трекер активности. Так вы сможете увидеть наиболее благоприятные часы для занятий и совместно обсудить график.  

Самое главное – всегда наблюдайте за своими учениками. Если вы поймете как они видят мир, как организуют свой день, как они учатся – вы сможете сделать ваши уроки потрясающими и комфортными, а значит и результаты будут отличными.

Желаем продуктивных уроков!


Анастасия Дорофейкина

Leave a Reply

Your email address will not be published.