Типы мотивации

Типы мотивации

Мотивы и мотивация приводят учеников к изучению английского языка и зажигают огонек любознательности в их глазах. Очень важно разобраться, какие мотивы повышают положительную мотивацию и вызывают желание учиться у школьников.

Мотив – “это побуждение, которое приводит к совершению поступка” (Якобсон П.М.), а мотивация – это отношение человека к деятельности на основе различных мотивов. Психологи еще не дали однозначного ответа, как мотивы наполняют нас энергией для достижения целей. Одни из них могут быть ведущими, другие – подчиненными. Желание посмотреть новый фильм может оказаться сильнее желания посетить разговорный клуб по английскому языку.

Не только положительная мотивация направляет нас к цели, страх неудачи, осуждения также даёт “волшебный пинок”. Сердитая мама заставляет делать домашнее задание, успех на уроке окрыляет, в итоге положительный мотив – желание знать для получения признания – становится главным. Это одна из цепочек формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Кажется, мотивы непредсказуемы. Особенности характера и темперамента создают целую палитру потребностей учеников. Психологам удалось их классифицировать. Теперь ведущий тип мотивации становится ключом к осознанному ученику, а значит – к более эффективному обучению.  

Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Психолог Р. Гарднер выделяет два подтипа мотивации — интегративную и инструментальную.

  1. Ученик с первым типом мотивации будет посещать уроки английского из интереса к культуре страны. Он стремится к личностному росту, английский язык для него – средство дальнейшего культурного развития.
  2. Инструментальная мотивация имеет экономическую направленность. Язык позволяет сдать экзамен и поступить в вуз, раскрывает возможности роста карьеры.

Внешняя мотивация чаще бывает далекой – ставит цели, недостижимые в ближайшее время. Это стратегическая мотивация.

Как повысить внешнюю мотивацию?

– проводить беседы о важности изучения английского языка,

– показывать на примерах его пользу для ученика,

– организовывать встречи с выпускниками, иностранцами, представителями разных профессий, на которых они расскажут, как им пригодился английский язык.

Т.С.Григорян выделяет три типа внутренней мотивации: коммуникативная, лингвопознавательная и инструментальная.

  1. Коммуникативная. Большинство людей изучают английский язык для общения. На уроках дети могут спокойно общаться на русском, поэтому сложно использовать этот тип мотивации. Ситуации общения в учебнике искусственные, часто неактуальные для детей.

Как улучшить?

  • создать проблемную ситуацию на уроке, для решения которой понадобится общение на английском языке,
  • провести ролевую игру по теме, выбранной на основе предпочтений учеников,
  • использовать CLIL,
  • применять парную и групповую работу,
  • организовать общение с англоговорящими школьниками.
  1. Лингвопознавательная. Это мотивация “ботаников”, основанная на удовольствии от строения языка.

Как улучшить?

  • развивать языковую догадку,
  • проводить поисковые задания по исследованию слов, фразеологизмов и идиом,
  • показывать практическое применение языкового материала для общения (например, “Мы изучаем эти слова, т.к. они понадобятся для…”).
  1. Инструментальная. Ученики с данным видом мотивации с удовольствием выполняют некоторые типы заданий.  Учителя подбирают современные методики для повышения интереса учеников. Почему это не всегда работает? Они ждут игр, а когда их не получают, скучают и ждут окончания урока.

Как улучшить?

  • научить различным способам самостоятельного изучения английского языка (просмотр фильмов, ведение словаря, использование таблиц для повторения грамматики),
  • следовать определенной структуре урока, чтобы ученики знали – любимые задания будут в свое время (например, в конце урока).

Понаблюдайте за своими учениками, чтобы определить ведущий тип мотивации. Теперь у вас есть “туз в рукаве” – подбирайте совместную и индивидуальную работу, интересную ученикам. Уделяйте внимание развитию других типов.

Мотивация изменчива, задача учителя найти личностно-значимые мотивы к изучению английского языка для каждого ребенка.

Олеся Щербакова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1260 10

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×