Можно ли подготовить ученика с низким уровнем английского к экзамену ОГЭ?

Можно ли подготовить ученика с низким уровнем английского к экзамену ОГЭ?

22 октября 2018 ко мне на пробное занятие попала ученица 9-го класса. Во время тестирования она рассказала, что собирается сдавать ОГЭ. Однако, по итогам теста мы увидели совсем не радужный результат – А2 с кашей из лексики уровня B1 и ошибок в грамматике на уровне А1-А2. А оценка нужна не меньше “4”.

Первая попытка

Первым моим решением было пройтись по грамматике и лексике, поработать над пробелами и подчистить все хвосты. Мы взяли учебник Solutions Pre-intermediate, но только те его уроки, грамматика и лексика которых была нам полезна. В планах это должно было отлично сработать, но на практике теория потерпела крах. Было ясно, что оставшегося до экзамена времени не достаточно, чтобы подчистить все хвосты и освоить достаточно лексики. А главное – научить правильно это все применять!

Когда ученица сходила на пробный экзамен, который проводят в региональных центрах обработки информации в сфере образования (ЦОИ), и получила оценку 3, мои надежды пошатнулись. Следом последовала неприятная история из школы – учитель обратилась к директору с “бумагой”, в которой объяснила, что ученица не сдаст экзамен и сняла с себя всю ответственность.

Такая новость поразила всю семью девочки и меня. Мы настроились доказать всем, что она сможет сдать на 4.

Вторая попытка

Вторым заходом мы поменяли стратегию. Теперь мы решили сфокусироваться на навыках вместо языковых аспектов. Зная из пробного тестирования в ЦОИ и наших прошлых уроков, что аудирование дается легко, эту часть экзамена мы пока оставили.

Нам необходимо было:

  • понять, как использовать навыки чтения по максимуму,
  • понять, как можно получить максимальный балл за письмо, не смотря на грамматические ошибки (пропуски глагола be, путаница с инфинитивом и герундием и т.д.),
  • понять, как можно улучшить выполнение части грамматики и лексики с теми знаниями (или незнаниями), которые имеются.

Работа пошла по следующей схеме:

1. по учебнику Macmillan Exam Skills for Russia. ОГЭ по английскому языку: практическая подготовка мы познакомились со стратегиями выполнения сложных для ученицы заданий. Подробно о стратегиях подготовки можно прочитать в статьях про аудирование, чтение, лексику, грамматику, говорение и письмо в ОГЭ.

2. отбросили все сборники и книги для подготовки и стали тренироваться на вариантах из открытого банка заданий ОГЭ на сайте ФИПИ

3. план занятий строили по схеме:

урок 1: одно задание на чтение (заголовки) – 3-4 на грамматику – 3-4 на лексику;
урок 2: другое задание на чтение (true/false/not stated) – 3-4 на грамматику – 3-4 на лексику;
урок 3: 3-4 задания на грамматику – 3-4 задания на лексику – устная часть

Каждый урок длился 90 минут (и этого было мало). Занятия проводили 2 раза в неделю;

повторить

4. письма ученица писала в качестве домашнего задания. Дополнительными домашними заданиями были упражнения на лексику из книги Macmillan Exam Skills for Russia: Учебное пособие для подготовки к ГИА по английскому языку: грамматика и лексика

В апреле мы решили устроить свой пробный экзамен. Результат нас порадовал: 60 баллов. Луший результат всегда получался за аудирование, чтение довели до 2-3 ошибок за оба задания (ошибки из-за нехватки лексики), грамматика и лексика плавала от идеального результата до 5-6 ошибок за оба задания, письмо научились писать на 8 баллов. Но расслабляться было нельзя, так как во время занятий результаты “плавали” (особенно в лексике и грамматике).

Перед письменной частью экзамена еще раз прошлись по всем заданиям этой части, особое внимание уделяя “помощникам” в грамматике (слова, которые помогают определиться с выбором времени, пассивного залога, условных предложений) и по большей части интуиции в лексике. Перед устной частью конечно же отвечали на вопросы и проговаривали монологи (не заучивали, а старались оперировать единицами из репертуара ученицы).

Итог нашей работы 55 баллов за экзамен (как сказала ученица: “Эх, жалко, 4 балла до 5-ки не хватило!”). Из них:

  • аудирование – 12/15
  • чтение – 14/15
  • грамматика и лексика – 10/15
  • письмо – 6/10
  • устная часть – 13/15

Выводы:

Вера в успех и правильно выбранная стратегия подготовки – решающий фактор в успешной сдаче экзамена.

  1. делайте упор на навыки чтения, аудирования, письма;
  2. по максимуму используйте сильные стороны своих учеников;
  3. в лексике не учите суффиксы и префиксы, учите однокоренные слова;
  4. в грамматике ищите слова-подсказки, учите студентов понимать, что нужно использовать в каждой ситуации;
  5. научите их не бояться делать ошибки, а учиться на них;
  6. верьте в своих студентов!

Желаем вам удачи в подготовке студентов к экзаменам в следующем году!


Евгения Тащилина

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    5340 11

Leave a Reply

Your email address will not be published.