10 советов о том, как подготовиться к CAE/CPE Speaking

10 советов о том, как подготовиться к CAE/CPE Speaking

Мы продолжаем цикл статей, посвященных подготовке к сдаче экзаменов CAE и CPE. Мы уже писали про части “Reading and Use of English” и “Listening”. Сегодня поговорим о “Speaking”.

В обоих экзаменах в части Speaking вам нужно будет говорить:

– отвечая на вопросы экзаменатора (Interview),

– с другим кандидатом (Collaborative task),

– самостоятельно (Long-turn).

Формат Speaking изложен схематично на картинках ниже, а подробнее о нем можно прочитать на официальном сайте:

– формат CAE,

– формат CPE.



В этой статье мы расскажем о том, на что стоит обратить внимание во время подготовки и на самом экзамене.

Готовясь к экзамену:

  1. Изучите критерии оценивания.

Экзаменаторы будут оценивать:

– грамматику и лексику, которую вы используете,

– ваше произношение,

– ваше умение вести диалог и отвечать на поставленные вопросы.

Для того, чтобы понять, как это выглядит на практике, можно посмотреть:

– CAE видео и комментарии экзаменатора,

– CPE видео и комментарии экзаменатора.

  1. Тренируйтесь на форматных заданиях:

– пример для CAE,

– пример для CPE.

Будет здорово, если вы найдете себе напарника, а лучше двух (возможно, кто-то из ваших коллег или друзей также готовится к экзамену) — в таком случае вы сможете проводить полноценные спикинг-сессии, комментировать ошибки друг друга и привыкнуть к формату экзамена.

Если такой возможности нет, потренируйтесь выполнять задания самостоятельно, засекая время с помощью секундомера. Можно также записывать себя на диктофон, а потом анализировать свои ответы примерно по такому чек-листу:

– Is the answer of an appropriate length for the task?

– Is it well organized?

– Have I used a range of cohesive devices and discourse markers?

– Have I used a wide range of grammatical forms?

– Have I used a range of appropriate vocabulary?

Можно послушать ответы других кандидатов (пример для CPE) и почитать комментарии асессоров.

  1. Анализируя свои ответы, подумайте, насколько разнообразную лексику и грамматические конструкции вы используете, опирайтесь на  критерии оценивания.

Например: во время теста вам несколько раз нужно будет высказать свое мнение —

постарайтесь не использовать “I think”, выберите фразы посложнее:

It seems to me …

To tell you the truth …

The way I see it …

I’m inclined to believe that …

As far as I’m concerned …

Изучая новые фразы и записывая их себе где-то (будь то обычная тетрадка или карточки Quizlet), сразу придумывайте контекст в котором это выражение можно будет использовать на экзамене.

  1. Предугадывайте вопросы и тренируйтесь на них отвечать.

Если вы собираетесь готовиться по учебнику, вы будете разбирать материал по темам: Образование, Путешествия, Окружающая среда и т. д.

Темы, которые используются на экзаменах:

– Nature and environment

– Science and inventions

– Art

– Sport

– Medicine and health

– Social issues

– Work

– Business and economics

– Psychology

Темы, которые не используются:

– Politics

– Religion

– Sex

– Illegal drug use

– War and terrorism

Подумайте, какие вопросы могут быть с этими темами связаны. Пример для темы Environment:

What are the biggest problems our environment is facing?

What would you do to save our environment?

What kind of environmental policies does your country have/need?

Да, вопросы могут быть самыми неожиданными, но если вы продумаете и проговорите ответы заранее, развить мысль на экзамене будет гораздо легче.

Вопросы для тренировки можно также брать здесь.

Во время экзамена:

  1. Внимательно слушайте экзаменатора.

В Collaborative task Вы услышите сразу несколько инструкций, например:

– First, I’d like you to look at picture A and B and talk together about (…)

– Now look at all the pictures. I’d like you to imagine that a magazine is planning an article on (…) These pictures will be used to accompany the article.

– Talk together about the positive and negative aspects of (…)

– Then suggest one another aspect that could be included in the article.

Только запомнить все инструкции уже бывает трудно, а ваша задача — обсудить все заданные вопросы.

Отвечать нужно четко на поставленный вопрос. Не нужно описывать картинки, если вас прямо об этом не просят (никто не сомневается, что вы умеете это делать, если вы претендуете на сертификат C1-C2). Отвечая не по теме, вы не заработаете балл в критерии discourse management.

  1. Старайтесь давать развернутые и аргументированные ответы.

В самом начале теста вам зададут общие вопросы вроде Are you working or studying at the moment? Отвечать односложно (“I’m working” или “Both”) нельзя — нужно добавить больше информации. В то же время, не стоит говорить слишком много, экзаменатор может прервать ваш монолог на середине предложения.

  1. Не нужно всегда говорить правду.

Могут попасться вопросы, на которые вам нечего будет ответить. Например, вас спросили:

What do you enjoy most about the place where you’re living now?

Допустим, вы совсем не любите свой район и мечтаете переехать. Что делать, если о положительных качествах вашего местожительства вам в голову ничего не приходит? Врать. Подумайте, какие интересные выражения по теме вы знаете и используйте их, говорить можно о чем угодно: о том, какой удобный общественный транспорт там, где вы живете, или о том, какой красивый рядом парк. Правду вы говорите или нет — проверять никто не будет.

  1. Покажите, что вы умеете общаться.

Многие считают, что на экзамене самое главное — говорить как можно больше и использовать сложные конструкции. Это не так. Экзамен для того и сдается в паре, чтобы вы могли продемонстрировать умение общаться на английском.

Внимательно слушайте собеседника — экзаменатор может попросить вас высказать свое мнение на тему, которую он затронул.

Задавайте напарнику вопросы, вовлекайте его в разговор, показывайте, что вам интересно то, что он говорит.

Старайтесь не перебивать собеседника. Но если он говорит слишком много и не дает вам вставить слово, это можно сделать вежливо:

Is it okay if I jump in for a second?

  1. Используйте разнообразные грамматические конструкции и сложную лексику. Но помните также о том, что звучать вы должны естественно.
  2. Избегайте “dead air”.

Если Вам нечего сказать в Collaborative task — передайте слово напарнику. Если в Long-turn у вас нет идей по какому-то из трех bullet points в вопросе — раскройте другие, вам необязательно использовать все предложенные темы. Главное — избегать долгих пауз и говорить уверенно.

Больше советов о том, как сдать Кембриджские экзамены, вы найдете тут, а основные ошибки в подготовке к экзаменам такого формата мы разобрали в статье.

Удачи на экзамене!


Дарья Некрасова

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    1780 22

Leave a Reply

Your email address will not be published.