ФГОС нового поколения твердит учителям о том, как важно формирование УУД на уроках английского. Что это такое, и как они связаны с уроками английского?
Метапредметные УУД — универсальные учебные действия, включающие целую палитру навыков необходимых как для учебы, так и взаимодействия с окружающим миром. Их разделяют на познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные УУД.
Познавательные и регулятивные важны для организации работы учеников на уроке и дома. Они повышают эффективность обучения английскому языку.
Виды УУД
Регулятивные УУД помогают ученикам осознанно выполнять задания на уроке, правильно выстраивать учебную деятельность. К ним относятся:
- целеполагание — постановка цели на основе объективной необходимости получения определенных ЗУН (знаний, умений, навыков);
- планирование — определение промежуточных целей, построение плана и последовательности действий;
- прогнозирование – определение возможного результата действий;
- контроль — сравнение запланированного результата/плана и реального;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – оценивание качества и уровня усвоения, определение проблемной ситуации для последующих уроков,
- саморегуляция — способность мотивировать себя к выполнению деятельности.
Как применить на уроке английского языка?
Следовать определенной структуре на занятии:
- обговорить цель урока, задачи,
- предложить ученикам проблемную ситуацию, для решения которой потребуются новые знания по английскому языку,
- совместно спланировать этапы и цели каждого этапа, разработать памятку,
- озвучить желаемый результат (например, научиться поздравлять с Днем рождения на английском),
- дать возможность для самоконтроля (чек-лист, таблица на доске с промежуточными результатами),
- провести дискуссию о том, получается ли достичь цели или нужно изменить план работы,
- предложить ученикам оценить себя, например, подняв смайлик,
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное определение познавательной цели;
- поиск и сбор необходимой информации;
- систематизирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия — моделирование явлений.
Логические универсальные действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Как применить на уроке английского языка?
Приемы и задания многообразны, их объединяет направленность на развитие памяти, мышления и внимания ученика:
- написание реферата,
- подготовка проекта,
- игры на ассоциации, логику,
- проведение дискуссий, семинаров,
- создание грамматических и лексических схем,
- задания на языковую догадку,
- разработка памятки,
- индуктивный подход при изучении грамматики,
- задания на понимание прочитанного и т.д.
Один вид заданий может включать несколько универсальных учебных действий. Отмечайте в плане-конспекте урока применяемые УУД. Спланируйте их развитие заранее и отслеживайте эффективность приемов . Анализируйте, какие УУД развиты лучше, какие хуже. Они важны не менее, чем знание английского языка. Самостоятельный ученик с хорошим уровнем саморегуляции справится с любыми преградами!
Учите учиться ваших учеников!