Вывод пассивного словарного запаса в “актив”

Вывод пассивного словарного запаса в “актив”

Сегодня поговорим о наболевшем, о том, с чем приходит большинство студентов – «понимаю, а сказать не могу». Кто-то начинает искать проблемы в методах и подходах к обучению, кто-то винит непрофессионального учителя, кто-то говорит, что у него языковой барьер, а кто-то жалуется на отсутствие мотивации и страх говорения… Все это имеет место и достаточно индивидуально.

Начиная работать с такими студентами рано или поздно оказывается, что уровень языка не такой уж и низкий, как оценил себя ученик в самом начале, или как казалось преподавателю. Либо наоборот — студент проходил вступительное тестирование, показал высокий результат, но начав обучение оказалось, что ему тяжело разговаривать из-за небольшого словарного запаса. И в первом, и во втором случае нередко причиной выше перечисленных «жалоб» является большой разрыв между активным и пассивным словарным запасом студента.

Что такое “пассивный” и “активный” словарный запас?

Пассивный словарный запас – это все слова, словосочетания, которые мы понимаем, читая и слушая информацию, то есть пассивный словарный запас покрывает понимание аудио программ, просматривание фильмов в оригинале, чтение художественно литературы и т.д., но эти слова остаются в долгосрочной памяти и крайне редко используются студентами в коммуникации.

Активный словарный запас включает тот необходимый список, которым человек может обходиться для передачи информации, своих мыслей и желаний, и по разным причинам увеличить активный словарный запас не так-то и легко.

Способы вывода пассивного словарного запаса в активный

Сила воли, работа над собой, многократное повторение, самомотивация – вот небольшой список психологических приемов, которые могут помочь расширить активный словарный запас. Но существует еще ряд практических советов, как «вывести пассив в актив», которые можно практиковать на занятиях, а также рекомендовать студентам для самостоятельных практик:

  •      определите с помощью онлайн теста (например, вот этого) объем словарного запаса студента (часто результаты тестов намного выше, поэтому мотивация студента значительно повышается 😀). Либо используйте более традиционный метод: откройте словарь на любой странице и посчитайте количество слов, перевод которых студент с легкостью вспомнит, затем умножьте на количество страниц и в процентном соотношении в зависимости от количества слов в словаре посчитайте результат.
  •      Читаем, читаем и еще раз читаем, и как можно больше вслух. Рекомендую своим студентам брать любимые книги и читать вслух (можно и перед зеркалом), а также записывать свой голос и прослушивать на предмет выражения, интонации, правильного произношения. Активное чтение вслух поможет запоминать сложные слова в контексте, а также их правописание, лишний раз повторить слово из пассивного запаса.
  •      Создаем тематические карточки: тип и количество определяем сами в зависимости от потребностей ученика. Это могут быть карточки с синонимами или антонимами, с переводами или ассоциациями, картинками, контекстуальными примерами из текста и т.д.
  •      Учим наизусть поэзию, современную, классическую, отрывки из прозы, повторяем цитаты из любимых сериалов. Казалось бы старомодный метод – один из самых эффективных, который заставляет наш мозг запоминать и воспроизводить информацию в клишированной форме. Главное, делать это в удовольствие.
  •      Пишем блоги, посты в соцсетях, участвуем в форумах, но главное условие – использование новых, «свежевыученных» слов, выражений, тех что где-то прочли, услышали и хотите использовать в новом контексте.
  •      Создаем лексические минимумы на изучаемые темы, то есть, например, изучая Travelling for Upper-Intermediate, создаем рабочий список слов в любом виде (преимущественно карты мыслей считаются самыми эффективными). И преднамеренно не включаем слова “tourist”, “traveler”, but “off the beaten track”, “head for” or “to have itchy feet” etc. Следующий шаг – создать контекст, в котором бы можно было использовать данные лексические единицы.
  •      Учим студентов активно слушать, а именно обращать внимание на то, как и что сказано, в каком контексте, какое слово употреблено. Просим выписывать такие слова и делиться на занятиях, использовать в ответах и т.д.  Помним, что активное слушание – это осознанное вслушивание.
  •      Учим студентов использовать метод ассоциации, подбираем ассоциативный ряд к тем словам, которые хотим вывести в актив. Придумываем истории, предложения, ситуации.
  •      Подбираем рифмы – метод, немного похожий на предыдущий, но не имеет ничего сходного со смысловым рядом, просто подбираем слово со сходим окончанием, но это, своего рода, тоже ассоциация, только рифмованная.
  •       Используем режим рационального повторения, который гласит, что регулярное периодическое повторение информации переводит ее из пассивной в активную память. Согласно этому методу изучаемую информацию следует повторять сразу после окончания чтения, через полчаса, через день, через два дня, через три, через неделю, через две, через месяц и через два.  К счастью, метод работает, но требует настойчивости и целеустремленности.
  •      Изложения и сочинения (статьи, эссе, письма) – и классический и до сих пор востребованный метод, особенно при подготовке к экзаменам. В зависимости от уровня обучаемого ставим цель использовать в написанном тексте определенное количество слов из пассивного запаса. Для лишнего повторения подчеркиваем их в готовом тексте. Важно: не писать много слов (пусть даже 5-10) и работать с ними, включая в контекст – вот самая главная цель при выводе слов из пассива в актив.
  •      Создаем с ключевыми словами кроссворды, загадки, головоломки, настольные игры – хорошая идея для лексического занятия для всей группы .
  •      Как вспомогательный, но очень важный совет – уделяйте время развитию памяти, в т.ч. числе мнемоническим приемам (упражнения, тренинги, самоконтроль) как на занятиях, так и мотивируйте учеников делать это самостоятельно. Это не гарантирует моментальный вывод пассива в актив, но значительно повышает его шансы.

Очень надеемся, что некоторые методы станут полезны и вам. Успехов в работе!

 

Нина Сворак

Поделиться ссылкой:
Понравился материал? Похвалите автора :-)    3070 8

Leave a Reply

Your email address will not be published.

×